В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга «Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Летопись» под общей редакцией монахини Евфимии (Ворониной). К читателям обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Много славных страниц вписано в историю Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, имевшего в прошлом огромное духовное значение. Но совершенно особым образом просияла эта обитель пребыванием здесь святых и цельбоносных мощей святителя Тихона. Он завершил свои дни не на кафедре, как правящий архиерей, не в славе, а здесь — в смирении и простоте.
Из жизнеописания святителя известно, что в последние годы люди настолько привыкли к тому, что он здесь, рядом с ними, что иногда могли и обидеть святителя, и сказать ему грубое слово — ведь так мало походил на владыку этот старец-затворник, который все свое время проводил в молитве и написании книг! Конечно, уже тогда имя святителя Тихона было хорошо известно тем, кто интересовался духовной жизнью. Но ведь часто бывает, что люди, живущие рядом с великим человеком, этого величия не замечают. Он кажется им простым, не таким совершенным, каким его представляют читатели его книг. А потому пребывание святителя Тихона на покое было, с человеческой точки зрения, делом непростым. Но недаром святой угодник Божий писал о тайниках внутренней жизни человека — он сам обладал колоссальным по силе духовным опытом и в ответ на обиды, на горькие слова, на недостаток почтения отвечал глубочайшим смирением, свидетельствуя, что даже досадные слова, обращенные в его адрес, не покрывают всей его греховности, а являются лишь возможностью частично искупить смирением свои грехи. Величайший пример для всех нас!
Бывает так, что люди, пребывающие отнюдь не в уединении и не на покое, а, напротив, — во славе и чести, даже не от прямой обиды — потому что чаще всего таких людей никто и не смеет обижать, — а лишь от косвенного намека теряют присутствие духа, расстраиваются, переживают или впадают в гнев. Смирение — величайшая христианская добродетель, которая является не слабостью человека, а внутренней силой. Не ответить обидчику, промолчать перед оскорбителем, осознать свой грех и свою неправду, когда в твой адрес обрушивается клевета, есть высочайшая степень духовного совершенства, внутренней силы и внутренней свободы человека.
Откуда все это было в святителе Тихоне? — Из Слова Божия: он был научен Самим Христом — так же, как и мы с вами научаемы евангельскими словами, но он принял их всем своим сердцем.
В Евангелии от Матфея мы находим удивительные слова: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5:14). В этом же Евангелии, обращаясь к людям, Господь говорит: Вы — соль земли (Мф. 5:13). Соль земли... Свет мира... Не миру, а мира, то есть вы — самое лучшее, что есть в мире.
К кому обращает Господь эти слова? К простым жителям Галилеи, которые собрались слушать Спасителя на холме на берегу Галилейского моря, почти рядом с городом Капернаумом, где Господь жил во время Своего пребывания в Галилее. Почему Господь обратился к этим простым людям, назвав их солью земли и светом мира? Потому что перед этим Он адресовал им другие слова: Он обратил к ним Свои заповеди блаженства (Мф. 5:3-11) — те самые заповеди, в которых формулируются величайшие нравственные законы человеческого бытия.
Эти девять христианских заповедей не находятся ни в каком противоречии с десятью заповедями Моисея. Как свидетельствует то же Евангелие, Господь о Самом Себе говорит, что Он пришел не для того, чтобы нарушить закон — то есть Моисеев закон, — но чтобы исполнить его (см.: Мф. 5:17). И Он исполняет и восполняет Моисеев закон этими удивительными девятью заповедями: блаженны нищие духом... блаженны плачущие... блаженны кроткие... блаженны алчущие и жаждущие правды... блаженны милостивые... блаженны чистые сердцем... блаженны миротворцы... блаженны изгнанные за правду, блаженны изгнанные и гонимые за Христа... И уже потому, что жители Галилеи услышали эти слова и, конечно, приняли их своим сердцем, Господь говорит: «Вы — свет мира, потому что если будете исполнять эти заповеди, будете светом, будете силой, будете красотой этого мира...»
Святитель Тихон Задонский осуществил в своей жизни эти заповеди. От своего внутреннего опыта он и проповедовал, и писал книги, которые до сих пор поражают читателей своей глубочайшей духовностью, своей силой, своей притягательностью. Недаром заповеди сии называются заповедями блаженства, заповедями человеческого счастья, — потому что по воле Божией человек устроен так, что только живя по этим заповедям — не по стихиям мира сего, не по буйству человеческой природы, не по наущению лжеучителей, а по этим Божественным заповедям, — он будет счастливым. Кто исполняет их, тот созидает свой внутренний духовный мир — особый мир, исполненный красоты, гармонии, радости, покоя и счастья. Это и есть цель человеческой жизни, потому что, как бы мы ни пытались ставить перед собой иные цели, все они скоропреходящи и ничтожны по сравнению с Божественной целью, поставленной перед каждым человеком, — обрести блаженство, для которого конец земной жизни не является пределом, но которое уходит в вечность и расцветает там в невечернем дне Божественного Царства.
Мы с таким вниманием слушаем слова святителя Тихона, потому что он в себе стяжал это блаженство, эту радость, это счастье, эту полноту жизни. И чем были перед этой внутренней красотой скоропреходящая человеческая невзгода, боль, или обида — ничем, потому что внутреннее блаженство человека дарует ему одновременно и великую силу.
Все сказанное помогает лучше уразуметь евангельские слова: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Мы научаемся всему этому из Слова Божия. Мы научаемся этому из опыта жизни святых угодников Божиих.
Обитель Богородицкая в Задонске настолько велика своей славой, рожденной на Липецкой земле, что она относится ко всей стране, а может быть, и ко всему православному миру. Потому что именно здесь подвизался святитель Тихон.
Девяностые годы XX века и начало XXI столетия были отмечены тем, что Церковь очень много сил и времени уделяла, да и продолжает уделять восстановлению порушенного. Само по себе это не является только материальным делом, потому что всякое восстановление – дело богоугодное. А восстановление храмов, несомненно, сопровождается восстановлением человеческих душ.
Люди, вовлеченные в этот процесс, даже, нередко, далекие от Церкви, настолько воцерковляются, что дело Церкви становится для них почти что самым главным делом жизни. И все это через эти труды: через собирание средств, через организацию ремонтных, восстановительных работ, через многое такое, что лежит часто в сфере профессиональной деятельности тех или иных людей. Поэтому в духовном смысле процесс воссоздания храмов, строительство новых — это и духовно-созидательный период жизни.
А когда все построено, когда горят золотые купола, когда многое приведено в порядок, тогда есть искушение. Оно заключается в том, что человеку уже не остановиться. Он и дальше будет по пять раз перекрашивать стены, еще что-то придумывать, потому что он привык материальным образом участвовать в жизни Церкви. Конечно, каждое строение нужно ремонтировать, нужно поддерживать. Но при этом необходимо помнить, что, когда восстановлен монастырь, главный акцент в деятельности настоятелей, наместников должен заключаться в том, чтобы совершенствовать духовную жизнь монашеской общины.
Вот здесь, в Богородицкой обители, это сделать, может быть, будет легче, чем в другом месте, потому что здесь жива память о святителе Тихоне. И я призываю всех — и наместника, и всю братию — работать, не покладая рук. В духовном смысле. Постоянно учиться, много читать, размышлять, приближать к своей жизни, современной жизни, Божие Слово. С тем, чтобы все мы становились христианами не только по званию, но и по образу жизни.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела. И потому жизнь монашеской общины должна сопровождаться доброделанием. Не только для себя. Для других — для бедных, для нищих, для больных, для сирот. Каждая монастырская община в Церкви нашей должна избрать себе особую форму, особый способ, особое направление этого служения добру, потому что именно через доброделание свет наш светится пред людьми по Слову Божию. Вот и в этой обители должна возрастать духовная жизнь, молитва, монашеские подвиги, и, непременно, доброделание.
Молитвами святителя Тихона да ниспошлет Господь мир и благоденствие на Задонскую землю, на Липецкую область, которая, несмотря на общие для всей страны экономические трудности, все-таки активно развивается и материально, и хотел бы особенно это подчеркнуть — духовно. От всего сердца желаю помощи Божией всем жителям Липецкой области и благословения этому Черноземному краю.
Издательство Московской Патриархии/Патриархия.ru