6 сентября 2016 года в Администрации Президента России прошло заседание Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей под председательством Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова.
В заседании приняли участие представители различных религиозных конфессий, общественных объединений и научных организаций; от Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства участвовал ответственный секретарь Комиссии С. А. Иваненко. Одной из тем встречи стало обсуждение проекта Федерального закона № 1137251-6, предложенного членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» (так называемый «Закон о шлепках»).
Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства с интересом и вниманием ознакомилась с внесенным законопроектом, призванным исправить крены новой редакции ст. 116 Уголовного кодекса РФ.
Свою позицию Комиссия выразила четко и официально: мы убеждены, что добросовестные умеренные родительские наказания не должны преследоваться ни в административном, ни в уголовном порядке.
Но, к сожалению, предложенный законопроект снимает только часть проблемы, возникшей в связи с принятием новой редакции 116 ст. Уголовного кодекса РФ.
Действительно, если из новой редакции ст. 116 убрать слова «близких лиц», то родительские наказания будут все равно продолжать считаться «побоями». Просто ответственность за них не будет возникать сразу по 116 ст. УК РФ (до 2 лет тюрьмы), а будет накладываться в т.н. «общем порядке» вместе с другими побоями ― где за первый раз ― предполагается административная ответственность по новой статье 6.1.1 КоАП РФ (где штраф до 30 тысяч рублей, адм. арест или обязательные работы до 120 часов), а во второй и далее разы ― все равно возникнет уголовная ответственность по новой ст. 116.1 УК РФ (до трех месяцев ареста).
Конечно, планка в три месяца тюрьмы (ареста) вместо двух лет ― это меньшая мера потенциального наказания. Но это, тем не менее, не снимает главную проблему: добросовестные воспитательные родительские наказания не должны преследоваться вовсе, поскольку не имеют общественно опасной направленности. При этом Патриаршая комиссия не выступает против применения уголовной ответственности за реальные избиения супругами друг друга и прочие действительно преступные действия.
Поэтому, чтобы окончательно снять напряженность, Комиссия, с учетом мнений экспертов, предлагает не только убрать слова «близких лиц» из диспозиции ст. 116 УК РФ, но и особыми примечаниями в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях установить, что не наносящее вреда ребенку умеренное применение в воспитательных целях физических наказаний родителями или (с их согласия) заменяющими их лицами не должно квалифицироваться как «побои» в смысле, предусматриваемом нормами уголовного и административного права.
Патриаршая комиссия по вопросам семьи/Патриархия.ru