Гаагский трибунал осудил на три года тюрьмы Расима Делича, начальника штаба армии боснийских мусульман во время войны в Боснии. Это самый высокопоставленный военный на территории бывшей Югославии, которому в Гааге до сих пор вынесли приговор. Боснийских сербов и хорватов вердикт возмутил «позорной» мягкостью.
59-летний отставной генерал Расим Делич добровольно сдался Гаагскому трибуналу в феврале 2005 года и с учетом времени, на которое его отпускали в Боснию, провел в СИЗО 488 дней — теперь их вычтут из его тюремного срока. Решением трибунала он признан виновным в том, что летом и осенью 1995 года не предотвратил «чудовищного по своей жестокости» обращения с сербскими пленными со стороны бойцов отряда «Эль-Муджахеддин», бывшего у него в подчинении.
Эта боевая единица практически полностью состояла из арабских наемников, приехавших в Боснию для ведения «священной войны», и официально входила в третий корпус армии боснийских мусульман. В центральной Боснии бойцы «Эль-Муджахеддина» запомнились своими зверствами, которые сами же фиксировали на фото и на видео: у гаагских прокуроров есть кадры, где наемники совершают ритуальные казни и позируют на фоне мертвых тел.
Эпизод, за который Расиму Деличу дали три года, произошел в июле 1995 года. Моджахеды взяли в плен 12 сербских солдат, которых жестоко избивали, и держали в их комнате две отрубленные головы сербов. Позже пленных переправили в концлагерь Каменица, где одному из них отрубили голову, а остальных заставили ее целовать, а потом пытали электрошоком. Расим Делич, согласно постановлению судьи Баконе Молото, знал о преступлениях, но не сделал ничего, чтобы их прекратить или хотя бы наказать виновных.
Остальные пункты обвинения, предъявленные в Гааге отставному генералу, также касаются главным образом преступлений «воинов джихада» с Ближнего Востока. 15 лет тюрьмы, которые сторона обвинения требовала для генерала Делича, должны были стать наказанием за расстрел в июне 1993 года 24 боснийских хорватов (в том числе мирных жителей) в селе Малине, а также убийство 52 сербов в том же лагере Каменица в сентябре 1995 года. Однако судьи не сочли доказанной личную причастность Расима Делича к этим преступлениям. Обвинение, в свою очередь, настаивало на том, что экс-начальник штаба армии боснийских мусульман не только не наказал виновных, но и наградил многих из них.
В Боснии вердикт Гаагского трибунала в отношении «мусульманского Младича» возмутил сербов и хорватов. Так, Хорватский демократический союз назвал приговор Расиму Деличу «позорно мягким наказанием». А премьер Республики Сербской Милорад Додик заявил, что этот вердикт «разрушил оставшийся минимум веры в объективность Гаагского трибунала» и в то, что совершившие преступления над сербами могут быть справедливо наказаны. В упреке господина Додика есть логика, если вспомнить, что ранее один из военачальников боснийских мусульман Насер Орич был осужден трибуналом на два года, а в июле этого года и вовсе оправдан.
«Коммерсантъ»/Патриархия.ru