Игумены двадцати афонских монастырей попросили у православных, в первую очередь у прихожан Элладской Церкви, прощения за скандал, связанный с финансовой деятельностью монастыря Ватопед и его игумена Ефрема.
В открытом письме, принятом на внеочередном заседании руководства Святой Горы, игумены заявляют о своем доверии судебным властям Греции и желают им добраться до истины. Выражая сочувствие своим собратьям, попавшим под расследование, они в то же время осуждают непрозрачные отношения монастырей с политическими и финансовыми структурами. Игумены также упрекают СМИ, огульно обвиняющие все афонские монастыри, и те силы, что пытаются под прикрытием скандала завладеть имуществом, которым владеют обители Святой горы за ее пределами.
Афонское руководство заявляет, что не желает для себя налоговых послаблений, но напоминает о социальной и просветительской деятельности Афона, о том, что сотни тысяч декаров земли, принадлежащей афонским монастырям, используются в благотворительных целях, что обитель ежегодно принимает бесплатно 300 тысяч паломников и т.д.
В заключение руководство Святой горы призывает церковный народ и всех благонамеренных граждан проявить терпение и пережить искушение, заключающееся в том, что Афон предстал перед обществом в виде, неподобающем для его духовной и исторической миссии.
Параллельно с этим документом, который греческая пресса оценила как «сдержанный и взвешенный», стало распространяться и написанное в более резком тоне «Открытое письмо всех старцев изо всех святых скитов Афона», адресованное президенту и премьер-министру Греции, Предстоятелю Элладской Церкви, а также в парламент и в СМИ. Письмо (без подписей) рассказывает, что новая братия, пришедшая в Ватопедский монастырь с Кипра в начале 1990-х гг. под руководством своего духовника Иосифа и игумена Ефрема, осуществила в обители настоящий переворот, изгнав предыдущих его насельников из монастыря и принадлежащих ему скитов. Письмо обвиняет игумена в присвоении бесценных святынь, хранившихся в скитах, — старцам не удалось перенести их в другие обители. Братию монастыря обвиняют в немонашеском образе жизни. В письме утверждается, что во всех помещениях монастыря установлены камеры, полностью контролирующие жизнь монахов.
Игумена Ефрема обвиняют также в раздувании национальных противоречий между монахами, в частности, в попытках изгнать русских монахов из скитов св. Андрея и пророка Илии и из монастыря св. Пантелеимона.
Игумен Ефрем на это отвечает, что он и его сподвижники восстановили и почти полностью отстроили пришедший в запустение монастырь, где жили только несколько престарелых монахов, а также собрали, описали и сделали доступными множество реликвий византийской эпохи, которые «пылились» по отдаленным кельям.
Regions.ru/Патриархия.ru