Проблемы и перспективы развития современного скаутского движения в России стояли в центре внимания на очередном семинаре из цикла «Цельность человека: путь ученичества», посвященном осмыслению наследия митрополита Сурожского Антония.
14 октября в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» выступил сотрудник Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонах Дмитрий (Першин). Опираясь на текст митрополита Антония «Без записок», один из инициаторов возрождения скаутского движения в России сделал доклад «Проблемы современной христианской педагогики в свете педагогического опыты митрополита Антония».
Как напомнил о. Дмитрий, скаутское движение появилось в России в 1909 г.; к 1917 г. оно объединяло уже 50 тыс. молодых людей, которые в первые советские годы были объявлены «врагами» и репрессированы. Возрождение скаутского движения в нашей стране относится к 1991 г. Сейчас самой активной скаутской организацией является «Братство православных следопытов» (БПС), созданное на базе Синодального молодежного отдела. Через лагеря БПС за эти годы прошло несколько тысяч детей, причем в обучающей программе лагерей могут участвовать не только православные дети, но и верующие других исповеданий, и считающие себя неверующими, подчеркнул докладчик.
Являясь миссионерскими, эти открытые лагеря не ставят цель непременно добиться крещения или воцерковления участников. По словам о. Дмитрия, лагерь уже принесет свои плоды, если подростки примут сознательное решение «не быть фашистом, наркоманом, не уйти в секту, не посвящать себя изучению порнографических сайтов и т.д.». «А дальше — надо оставить место для действия Бога, для свободного выбора человека», — отметил выступавший. Нельзя не вспомнить, что эти слова не раз звучали в проповедях митрополита Антония. Священник напомнил, что будущий сурожский владыка обрел веру как раз в одном из скаутских лагерей русской эмиграции во Франции, «вопреки педагогике о. Сергия Булгакова и благодаря скаутскому методу».
О. Дмитрий поделился с участниками семинара многочисленными педагогическими открытиями, методическими секретами, которые помогают решить самые значимые для подростков проблемы. «Кульминацией» каждого лагеря является литургия, которая иногда совершается под открытым небом, на рассвете, в горах, при максимальном участии всех детей в ее подготовке, что производит на всех участников неизгладимое впечатление. Он подчеркнул, что вся программа скаутских лагерей направлена не только на то, чтобы ознакомить подростков с основами православной культуры и принципами братского сотрудничества, но и дать им возможность реализовать «сверхзадачу» скаутского движения — идею служения.
Священник выразил надежду, что развитие скаутского движения в России получит еще большее распространение и поддержку во всех епархиях Русской Православной Церкви. В результате появится «прослойка свободных, самостоятельных людей, с четкой нравственной позицией, с мотивацией активного строительства жизни — сословие активных миссионеров». Поэтому «вопрос православных следопытов — это вопрос будущего», вопрос «присутствия Церкви в обществе», считает о. Дмитрий.
О формах скаутской работы, о лагерях и сборах можно подробнее узнать в Братстве православных следопытов по телефону (495) 676-21-54.
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru