Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя в Москве

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя в Москве
Версия для печати
16 апреля 2017 г. 23:21

16 апреля 2017 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме со словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Досточтимые владыки! Отцы, братья и сестры! Дорогая молодежь!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, и в Вашем лице всех, кто через Ваши слова обратил ко мне сегодня это Пасхальное приветствие. Мы торжествуем Пасху Божию спасительную. Воскресение Спасителя — событие, которое наполнено многими непреходящими смыслами. Об одном из этих смыслов мне и хотелось бы сейчас сказать.

Вспоминаю слова святителя Иоанна Златоуста: «Если бы не Воскресение Христово, то как бы сохранилась Божия правда?» Поразительные слова. Они помогают нам понять подлинный смысл Воскресения. Через Воскресение Христа, Который есть Первенец из умерших, к воскресению призван каждый человек. Воскресение — часть нашей судьбы, часть нашей жизни. Воскресения невозможно избежать, — это то, что после Воскресения Христова включено в жизнь каждого человека. И на примере Христова Воскресения мы можем видеть, что это такое — восстать из мертвых вместе с телом. Христос возвращается к жизни, будучи умерщвлен на Кресте, и возвращается не как дух, не как призрак, — Он возвращается как человек, как личность, в теле — том самом теле, которое питается пищей; том самом теле, которое можно осязать руками. И Господь утверждает, что каждый из нас также воскреснет в теле.

У святых отцов мы находим много рассуждений о том, как возродится тело, которое истлеет, превратится в прах. А как же сожженное тело? А как ребенок, загубленный во чреве матери? Или только что родившийся младенец? Что будет с их телами, или они не воскреснут? Общий ответ отцов: воскреснут в возрасте Христовом. Воскреснут, то есть обретут жизнь, даже если эта жизнь была загублена в материнском чреве или оборвалась в ранние годы. Каждый человек в теле предстанет пред Господом.

Почему же святитель Иоанн восклицает: «Если бы не Воскресение Христово, то как бы сохранилась Божия правда?» Святитель отвечает этими словами на вопрошание людей, на их тоску по правде. Почти каждый на собственном опыте знает, что значит сделаться жертвой несправедливости. Это переживается очень болезненно, особенно когда сила, разрушившая справедливость, превосходит наши силы, и нам с ней не справиться. Тогда людей нередко посещает отчаяние, так что они вопиют к небесам: «Господи, неужели Ты не видишь, что происходит!» А сил восстановить правду нет, и зло торжествует победу…

Но мы знаем, что подобное происходит не только в масштабах личности, но и в масштабах целых сообществ и народов. Как много исторической неправды! И всякий раз, когда историческая неправда совершается, поколение, живущее в это время, уже не видит никакой возможности спасения. Люди видят, что зло господствует, и умирают, не дождавшись восстановления справедливости. Но неслучайно историки говорят: для того чтобы понять смысл события, нужно посмотреть на него с определенной дистанции. Когда мы смотрим на исторические события по истечении некоторого времени, мы уже можем видеть и действие руки Божией, и восстановление справедливости.

В этом году мы вспоминаем тяжелейшие события, постигшие наше Отечество, которые привели к разрушению жизни нашей страны и нашего народа, к господству зла и несправедливости, осквернению храмов, уничтожению веры, страшному гражданскому противостоянию. И самое горькое — то, что все это совершалось во имя справедливости. Море крови было пролито, и свидетели тех страшных событий уходили из жизни, так и не увидев руки Божией, не дождавшись справедливости. Но нам, взирающим на эти события с дистанции в сто лет, уже многое открывается. Мы видим, что все, кто совершал несправедливость, все, кто во имя справедливости разрушал жизнь людей, страны, веру, — все были наказаны при этой жизни и волнами террора, и войнами. Наказаны так, что имена, которые должны были войти в историю как имена освободителей, вошли в историю как имена наиболее пререкаемые, по которым до сих пор спорят и согласиться не могут. И мы можем сказать, что на протяжении ста минувших лет суд Божий совершился над теми, кто принес столько страданий нашему народу.

Тем не менее, если посмотреть на всю историю, остается много недосказанного, превратно толкуемого. Мы знаем, что историки часто обслуживают определенные философские или политические убеждения и взгляды, и их интерпретация прошлого является достаточно субъективной. Поэтому трудно понять, в конце концов, восторжествовала ли справедливость, стала ли жизнь людей лучше. Ведь так много крови на всем протяжении истории было пролито ради справедливости, но и сегодня никто не может сказать, что справедливости становится всё больше. Достаточно включить телевизор и увидеть, что происходит в современном мире, — и где же справедливость?

Только представьте себе: вот под грузом этих размышлений заканчивается человеческая жизнь, и если человек не верит в Бога, в воскресение, то всё, что оказалось неосуществленным, идеалы, которые остались недостижимыми, не позволяют понять смысл жизни, обращают ее в некую недосказанность, отмеченную несправедливостью, неразрешимыми вопросами, неразрешенными конфликтами. Едва ли не каждый может сказать: что же происходит? А где справедливость? Но если мы верим, что с физической смертью бытие человека не прекращается, если мы верим в воскресение всех нас, то ведь всё встает на свои места. История обретает смысл, жизнь каждого человека обретает смысл, даже если он считал себя неудачником. Перед нами вечность, которую нам открыл Христос. Перед нами новая жизнь в теле, а значит, и разум, и воля, и чувства, присущие нашей человеческой природе, будут и там. И если речь идет о вечности, значит, безгранично будут развиваться наш разум, наша воля и наши чувства, и предела совершенству не будет. Трудно представить себе, что означает эта небесная цивилизация. От нас это сокрыто, и мы просто называем грядущее словами «Божие Царство», Царство Божией справедливости, новая жизнь, дарованная людям Воскресением Господа и Спасителя нашего.

Вот почему Воскресение обладает огромным смыслом, простирающимся за пределы бытия, за пределы истории. И это понимание Воскресения не только духовно нас окрыляет, эмоционально поддерживает, но и наполняет нашу жизнь подлинными и непреходящими смыслами. А потому, склоняясь перед тайной Христова Воскресения, мы просим нашего Спасителя дать нам возможность и после нашей земной жизни по вере нашей, по Его любви, по Его всепрощению быть вместе с Ним в том Божественном Царстве, у которого не будет конца. Аминь.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина