Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Пасхальное интервью Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

Пасхальное интервью Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия
Версия для печати
19 апреля 2017 г. 16:03

Каким образом простые рыбаки смогли распространить по всему миру весть о Воскресении Христовом? Почему на Пасху не отпевают усопших? Нужно ли поститься перед Причастием в дни Светлой седмицы? Ответы на эти вопросы Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий дает в интервью официальному изданию Украинской Православной Церкви «Церковной православной газете».

Сердцевина веры

— Ваше Блаженство, ежегодно во время пасхальных песнопений мы слышим такие слова: «Праздников праздник и торжество из торжеств». Что же значит праздник Пасхи для современного человека?

— Слово «пасха» происходит от еврейского «песах», что значит «прошел мимо». Речь идет о далеких ветхозаветных событиях, когда Ангел Господень миновал еврейские дома, уничтожая всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота (Исх. 12:29). У христиан этот праздник приобрел иное значение: переход от смерти к жизни, от земли к небу. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5:7). До прихода в мир Спасителя смерть властвовала над человеком вследствие его отпадения от Источника Жизни…

— Но ведь сегодня люди тоже продолжают умирать. Что же изменилось после Христова Воскресения?

— Искупив наши грехи на кресте, Господь Своим Воскресением открыл путь в Царство Небесное. Поэтому праздник Святой Пасхи — самый великий и радостный для христианина. Жизнь уже приобрела новый смысл, она исполнилась великой надежды, а смерть потеряла свою силу и власть. Каждый из нас призван к тому, чтобы стать участником великой духовной победы, которую совершил Господь наш Иисус Христос. Его Воскресение — сердцевина нашей веры. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15:17). После Воскресения Христова смерть в ее собственном смысле (как разрыв человека с Богом) уже утрачивает свою безусловность: она зависит от выбора самого человека. Кто выбирает жизнь с Богом, тот получает жизнь вечную.

— Почему на Светлой седмице не поминают усопших?

— Пасхальная радость не может быть омрачена поминальной скорбью. В эти праздничные дни мы вспоминаем об усопших только в свете радости победы над смертью, грехом и диаволом.

Сила — в даре духа

— Общеизвестно, что Христос воскрес около 2000 лет назад. Каким же образом простые рыбаки, Его ученики, смогли распространить эту Благую Весть по всему миру?

— Это великое чудо было предсказано еще в Ветхом Завете: во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5). Сила апостольской проповеди — в даре Святого Духа, Которым наполнялись сердца и уста учеников Христа. Первохристианская Церковь была преисполнена особыми дарами Духа, которые открывали сердца людей, и вкладывали в них Благую Весть о Воскресении Христа и спасении человека. Кроме того, сила апостольской проповеди — в опытном познании того, что они проповедовали и чему учили. Истинность своей проповеди почти все апостолы засвидетельствовали мученической смертью. Они научили нас правильно веровать в Бога.

— А почему вера имеет особое значение в деле нашего спасения?

— Апостол Павел говорит, что без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11:6). Наша вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1). Она является высшей формой проявления свободы воли. Вера раскрывает внутреннюю сущность человека, определяет его выбор между добром и злом. Вера учит нас направлять свою свободу на исполнение Заповедей Божиих и не поддаваться влиянию страстей. Иногда человек может оказаться под влиянием неоспоримых фактов, которые определяют его веру. Как это было, например, при встрече апостола Фомы с воскресшим Христом. Сам Господь тогда ему засвидетельствовал: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29).

Символ новой жизни

— Откуда такая традиция — освящать пасхальные куличи и яйца?

— Хлеб всегда занимал важное место в человеческой жизни. Верующие с благоговением относились к нему как дару Божию. На Тайной Вечере Господь преподал ученикам Свое Пречистое Тело под видом Хлеба. После Его вознесения на небо апостолы продолжали собираться на общую Трапезу: во главе стола полагали хлеб во ознаменование того, что Он, как и обещал, пребывает посреди Своих учеников (Мф. 18:20). В воспоминание этого на Пасху освящается артос — хлеб, который всю Светлую седмицу находится в храме возле иконы Спасителя как знак присутствия Самого Господа. По традиции на домашней трапезе в этот праздник верующие с благоговением и благодарностью Богу вкушают освященный хлеб — пасхальный кулич. Также на Пасху освящают окрашенные яйца. Именно яйцо было воспринято церковным сознанием как пасхальный символ новой жизни, которая открывается с Воскресением Христа. Красный цвет символизирует собой пасхальную радость, приобретенную крестными страданиями нашего Спасителя. Понимая духовный смысл, заложенный в этих символах, христианин должен в первую очередь стремиться ко встрече с Самим Господом нашим Иисусом Христом путем покаяния, смиренных молитв и причастия.

— Как правильно провести пасхальную седмицу?

— Светлую седмицу нужно проводить по-христиански, в духовной радости, а не в угождении плоти и потакании страстям. Великий пост дает христианину правильный настрой на отношение к жизни и в не постные дни: приучает человека к воздержанию в пище и удовольствиях, приучает к молитве. Неразумно было бы по окончании поста растратить приобретенный духовный настрой и предаться невоздержанию и лени. Окончание поста для христианина не должно быть поводом к отягчению страстью чревоугодия и потере того, что было приобретено духовными трудами во время поста.

Радуясь Воскресению Христову, христианин, по возможности, должен стремиться к ежедневному пребыванию в храме на Литургии.

Радуясь Воскресению Христову, мы не должны забывать о тех, кому плохо, кто страдает или у кого нет крова, пищи, кто немощен или болен. Не будем забывать, что делая добро и помогая этим людям, мы оказываем честь Самому Иисусу Христу (Мф. 25:40).

— Нужно ли поститься перед причастием в дни Светлой седмицы?

— Нет. В такие дни церковным уставом пост не предусматривается. Те, которые постились на протяжении Великого поста, могут в период Светлой седмицы приступать ко Святому причащению, ограничиваясь лишь невкушением мясной пищи.

Душа тянется к отцу

— На Пасхальном богослужении храмы переполнены людьми. Такое впечатление, что многие просыпаются от духовной спячки…

— Наш народ уже более тысячи лет укоренен в православной вере: она глубоко вошла во все стороны нашей жизни. Даже десятилетия атеистических гонений не смогли погасить свет веры Христовой в сознании людей, их обычаях и культуре. В глубине души большинство соотечественников, даже если они не ходят регулярно на богослужения, по своей сути остаются православными христианами. Это проявляется не только в освящении пасхальных куличей, но и в трепетном отношении ко Господу Иисусу Христу, слову Божию, к Церкви Христовой, молитве. В народном сознании сохраняется благоговение и уважение к важнейшим православным праздникам: Пасхе, Рождеству Христову, Богоявлению… В такие дни люди стремятся прийти в храм, помолиться и принять участие в богослужении.

— К сожалению, так поступают далеко не все. Некоторые оправдываются тем, что «Бог у меня в душе», что не нужны «посредники в вере» и т.д.

— Когда люди говорят, что Бог у них в душе, сразу же возникает вопрос: может ли Христос Бог войти в сердце того, кто не слушает Его? Новый Завет говорит, что Господь призывает к покаянию (Мф. 4:17), послушанию Церкви (Мф. 18:17), Причащению (Ин. 6:53, 54), жизни в единении со Спасителем (Ин. 15:5). А если человек согрешает и даже не думает исповедоваться, как же Святой Дух будет с ним? Если человек считает, что не имеет грехов, то он глубоко заблуждается. К сожалению, сегодня многие, не задумываясь, повторяют навязываемые извне стереотипы. Но как бы они ни пытались заглушить голос своей совести — гласа Божия — душа все равно тянется к Отцу Небесному. Ведь она по своей природе — христианка.

Записал протоиерей Владислав Софийчук

Официальный сайт УПЦ/Патриархия. ru

Версия: украинская

Материалы по теме

Православные и Древние Восточные Церкви призвали христианский мир вернуться к единовременному празднованию Пасхи

Архиепископ Пятигорский Феофилакт возглавил пасхальные торжества в Туркменистане

В Алма-Ате состоялся концерт, посвященный празднику Пасхи и 25-летию учреждения Астанайской епархии

Представитель Русской Церкви встретился с митрополитом Бейрутским Илией

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Сокровенный уголок России

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире