31 мая 2017 года в Москве председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в формате «Время эксперта».
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации!
Наша встреча проходит в год 100-летия трагических событий в России — февральской и октябрьской революций 1917 года. С приходом к власти большевиков была развязана кровавая братоубийственная война, а поражение Белой армии вызвало массовую эмиграцию. Россия потеряла миллионы людей из всех сословий, которые либо погибли, либо покинули пределы Отечества.
Революционные события привели к власти безбожных правителей, стремившихся не просто ограничить влияние Церкви на общество, но физически истребить ее. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном письме Ленина от 19 марта 1922 года в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей: «Членам Политбюро. Строго секретно… Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать»¹.
Во всей двухтысячелетней истории христианства никогда не было таких масштабных гонений на Церковь, как в XX веке в Советском Союзе. Особенно жестокими гонения были в 20-е и 30-е годы, когда основная часть духовенства была физически истреблена, а большинство храмов — закрыты или разрушены. В течение последующих десятилетий гонения на духовенство и верующих то приостанавливались, то вспыхивали с новой силой. По числу мучеников и исповедников, за веру пострадавших, Русская Церковь многократно превзошла сонм святых первых веков, когда Церковь была гонима языческими правителями Римской империи.
Объявив войну религии и Церкви, власти советского государства покусились на самое святое, чем на протяжении веков жил наш народ. И в конечном итоге война против Бога обернулась войной власти против собственного народа, выразившейся в многомиллионных репрессиях, которым были подвергнуты самые разные слои населения: аристократия и интеллигенция, крестьянство и рабочий класс, казачество и так называемое кулачество. Миллионы людей безвестно сгинули в мясорубке сталинского террора еще до того, как другие миллионы унесла Великая Отечественная война.
И революция, и массовые репрессии, и война нанесли сокрушительный удар по народонаселению нашей страны. По расчетам знаменитого русского ученого Д.И. Менделеева, в случае сохранения темпов прироста населения России, которое наблюдалось в начале ХХ века, к его середине оно должно было составлять 282,7 млн человек, а к 2000 году — 594,3 млн. Увы, судьба страны сложилась иначе.
Времена насильственно и искусственно насаждаемого атеизма сегодня ушли в прошлое. В 1990-е годы отношение к религиозным организациям изменилось на законодательном уровне, были устранены искусственные препятствия для возрождения церковной жизни. К вере обратились миллионы людей, были восстановлены и заново отстроены тысячи храмов и сотни монастырей, получило развитие богословское и религиозное образование, духовное просвещение, миссионерская деятельность и социальное служение Церкви, появилась возможность пастырского окормления военнослужащих и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Преодолев трагические испытания XX века, наша Церковь и народ вошли в XXI столетие, укрепляемые молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской. Живая связь с прошлым позволяет нам строить день нынешний и с надеждой смотреть в будущее. Мы призваны усвоить трудные уроки минувшего века. И главный урок, который должен быть вынесен нами, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога.
Другой урок заключается в понимании того, что без мирного сосуществования и созидательного взаимодействия разных этносов, культур и религий на огромной территории нашей страны невозможно построить сплоченное общество. Национальная политика России исторически формировалась на основе уважения к различным культурам и традициям. Самобытность национальных культур и укладов, многоликость и многоязычие российской нации является уникальным достоянием, которое мы обязаны беречь.
Исходя из такого понимания, Русская Православная Церковь уделяет особое внимание развитию диалога с другими религиозными общинами. Мы сообща трудимся ради предотвращения межнациональных и межрелигиозных конфликтов, гражданских разделений. Такой диалог позволяет лучше понять друг друга, преодолеть ложные стереотипы, которые зачастую порождают ненависть и агрессию одних людей в отношении других.
Важным механизмом налаживания межрелигиозного диалога в нашей стране является Межрелигиозный совет России, объединяющий представителей четырех традиционных религий Российской Федерации — православия, ислама, иудаизма и буддизма. Одним из оснований для межрелигиозного сотрудничества является близость моральной оценки традиционными религиями многих социальных явлений и процессов. Основными вызовами для наших религий сегодня являются нравственный релятивизм и терроризм под исламскими лозунгами.
21 февраля этого года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Межрелигиозного совета России, которое было посвящено теме распространения терроризма, экстремизма и радикализма. Религиозные лидеры нашей страны подчеркнули, что идеология террористов попирает ценности, основополагающие для всех мировых религиозных традиций: милосердие, любовь к ближним, прощение. Экстремисты прикрывают свои преступные деяния исламской риторикой, совершают чудовищные преступления под крики «Аллах акбар!», однако проповедуемая ими идеология ненависти, агрессии, необузданных страстей не имеет права называться религией.
Особая ответственность в деле противостояния терроризму лежит на религиозных лидерах, которые должны примером собственной жизни утверждать ценности сострадания, доброжелательности и миролюбия, обличая тем самым ложность и греховность человеконенавистнической идеологии экстремистов, какими бы лозунгами они ни прикрывались. Хотел бы отдать должное ведущим российским мусульманским лидерам, которые единодушно и бескомпромиссно осуждают террористов, твердо заявляя, что их идеология не имеет отношения к исламу.
Говоря об экстремизме, не могу не затронуть тему гонений на христиан в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Московский Патриархат на протяжении многих лет видит одним из основных направлений внешней церковной деятельности заступничество за страждущих братьев и сестер. На встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, состоявшейся 12 февраля 2016 года на Кубе, было подчеркнуто, что преследования христиан на Ближнем Востоке, в Северной Африке и ряде других регионов мира являются главной проблемой, волнующей сегодня все мировое христианство.
Мало кто знает, что в Ираке до начала «Арабской весны» проживало около полутора миллионов христиан. Сегодня от них осталась лишь одна десятая часть, и исход христиан из Ирака продолжается. В Ливии та же самая «Арабская весна» привела к почти полному исчезновению христиан. То же самое случилось бы в Сирии, если бы в ситуацию не вмешалась Россия. В тех регионах Сирии, которые в ходе войны оказывались в руках террористов, христиан безжалостно уничтожали. В Египте после прихода к власти так называемых «Братьев-мусульман» убийства христиан и поджоги храмов приобрели систематический характер. При правительстве Ас-Сиси ситуация начала меняться, но и сегодня в христианских храмах Египта гремят взрывы, террористы расстреливают христиан целыми автобусами. В Нигерии христиан истребляют целыми деревнями. В числе стран, где христиане подвергаются массовым и систематическим преследованиям, ― Пакистан, Афганистан, Индонезия, Филиппины (список может быть продолжен). На глазах всего цивилизованного сообщества происходит систематическое истребление христиан, давно уже приобретшее масштаб геноцида.
На Западе эта проблема долгое время замалчивалась. Лишь в самое последнее время о гонениях на христиан заговорили, в том числе на высшем политическом уровне. Произошло это не в последнюю очередь по той причине, что сами террористы выкладывают в интернет ужасающие видеоролики, на которых запечатлены совершаемые ими жестокие казни христиан.
Терроризм является общим вызовом для всех стран мира, включая Россию. И борьба с терроризмом не сводится лишь к ликвидации тех, кто уже совершил преступления. Нашей стране нужна эффективная система профилактики терроризма, в создании которой должны принять участие и государство, и все здоровые силы общества, включая представителей традиционных религий.
Важным фактором противодействия террористической идеологии может и должно стать религиозное образование. Наша Церковь на протяжении вот уже третьего десятилетия борется за то, чтобы религия изучалась в школах. Пока единственное, чего нам удалось достичь, это введение культурологического предмета, посвященного изучению одной или нескольких религиозных традиций по выбору учащихся или их родителей, но лишь в течение одного учебного года и лишь в объеме одного часа в неделю. Можно ли считать это достаточным?
Мы ратуем за расширение преподавания религии в школах не потому, что хотим всех обратить в православие. Каждый — и взрослый, и ребенок — имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. И на заданный одним нашим уважаемым телеведущим риторический вопрос, будут ли его судить за атеизм, может быть только один ответ: не будут. Но позаботиться о том, чтобы наши граждане знали, чему учат традиционные религии, в чем отличие реального ислама от терроризма под исламскими лозунгами, мы обязаны. И для этого крайне необходимо расширять преподавание религии в начальной, средней и высшей школе. Причем детям нужны знания не только в области своей собственной религиозной традиции, но и в области религиозных традиций своих соседей.
Безграмотность в религиозных вопросах способна превратить наших молодых людей в легкую добычу экстремистских и террористических организаций. Достаточно вспомнить случай с московской студенткой Варварой Карауловой. Это, к сожалению, далеко не единственный пример того, насколько духовно незрелым и беззащитным может оказаться современный человек перед экстремистской идеологией, маскирующейся под религиозные учения. Воспитанные в секулярной среде, некоторые наши молодые люди оказываются не готовыми к агрессивному напору экстремистской идеологии.
Необходимо последовательно прививать детям и молодежи знания о традиционных религиях, не ограничиваясь отдельными модулями в начальной школе или религиоведческими факультативами в университете. Светский характер государства, на который постоянной ссылаются апологеты секулярного мировоззрения, не следует трактовать как запрет на преподавание религии в школе.
Необходимы профессиональные, компетентные специалисты — учителя, преподаватели высших учебных заведений. Мы привыкли, что знания о религии преподаются религиоведами, социологами, политологами, для которых религия является лишь объектом стороннего изучения. Но наряду с религиоведением, изучающим религию как бы извне, отстраненно, существует сформировавшийся тысячелетиями теологический подход, который в наше время оказывается востребованным именно потому, что опирается на мировоззренческое ядро и ценности конкретной религиозной традиции.
Теология — это одна из гуманитарных наук, изучающая формы религиозной жизни, историю вероучения, моральные ценности, а также религиозное культурное наследие, включая искусство, музыку, литературу. Церковь последовательно отстаивает научный статус теологии. Конечно, теология отличается от естествознания, но аналогична ряду гуманитарных наук.
В отношении теологии как научной дисциплины нелишним будет обратить внимание на мировой опыт: во многих европейских странах и в США признаваемые научным сообществом и государством диссертации по теологии защищались и продолжают защищаться. Практически все крупнейшие университеты Европы и Америки были основаны как теологические школы — достаточно упомянуть Кембридж, Оксфорд, Сорбонну, Гарвард и Йель. Каждый год в США проводится ежегодная встреча Американской академии религии. В 2014 году на очередной сессии в Сан-Диего присутствовали около 10 тысяч специалистов по академической теологии². Раз в четыре года в Оксфорде проводится Оксфордская конференция по патристике (изучению наследия богословов древней Церкви). В этом году в ней приняли участие около 800 специалистов³. В Германии существует 20 только католических теологических факультетов, из них 11 в государственных вузах. На них обучается более 10 тысяч студентов и преподают около 300 профессоров⁴. Еще примерно столько же студентов и преподавателей — на протестантских теологических факультетах.
На данном этапе, когда в нашей системе высшего образования формируется каркас теологии как отрасли научного знания, стоит задача развивать конкретные направления теологии — православной, исламской, иудейской, используя возникающее при этом общее научно-гуманитарное пространство для развития межконфессионального диалога и сотрудничества.
Следует не смешивать религиозные традиции, а находить в них, при всех вероучительных и культурных отличиях, общее ценностно-мировоззренческое ядро. Нужно расширять сообщество исследователей, преподавателей, экспертов, которые являются специалистами в определенной области богословско-гуманитарного знания, и, в то же время, ученых, которым доверяют в соответствующей религиозной конфессии.
Глубоко убежден в том, что открытие перед детьми и молодыми людьми пути познания духовной традиции способно уберечь их от тлетворных влияний тех, кто религиозной риторикой прикрывает сатанинские деяния. Для нашего народа это становится не только вопросом благополучия, но и вопросом выживания.
Религиозное образование, кроме того, может стать надежным заслоном от идеологии нравственной вседозволенности, которая активно проникает к нам с Запада. Когда у людей не остается ничего святого, когда однополые сожительства законодательно приравниваются к брачному союзу между мужчиной и женщиной, когда гомосексуальным парам дозволяют усыновлять детей, у которых вместо папы и мамы появляются родитель номер один и родитель номер два, когда легализуется эвтаназия как удобный способ избавиться от лишних людей, будь то больных или престарелых, в этом невозможно не увидеть глубокую нравственную болезнь западного общества. Мы в России по собственному опыту знаем, чем оборачивается отказ от абсолютных нравственных ценностей, насильственная атеизация населения. Сегодня такая же атеизация, только под другими лозунгами, происходит на Западе.
Религиозное образование способствует укреплению института семьи, повышению рождаемости. Сегодня в нашей стране, по данным исследователей, больше половины из заключенных браков распадаются. 40% пар проживают в так называемом «гражданском браке», не обременяя себя какими-либо правовыми и социальными обязательствами. Супружеские измены затрагивают огромное количество семей.
Одним из следствий ослабления семейных ценностей и института брака является очередной спад рождаемости. Многие семьи не стремятся к рождению детей, полагая, что появление ребенка может повредить карьере, увеличит расходы или просто нарушит привычный уклад жизни. Другие же пары, сталкиваясь с житейскими трудностями или сложными обстоятельствами, совершают сознательное убийство зачатых, но еще не рожденных младенцев. Отрадно, что начиная с 1988 года (того самого года, с которого мы отсчитываем начало религиозного возрождения в нашей стране) происходит снижение количества абортов в России: за прошедшие 28 лет абсолютное число прерванных беременностей уменьшилось в 5 раз (с 4,6 млн в 1998-м до 0,85 млн в 2015-м⁵,⁶). Но вдумаемся — в нашей стране, только по официальной статистике, ежегодно совершается около 850 тысяч абортов.
Церковь выступает за святость человеческой жизни с момента зачатия и до естественной смерти. Однако мы подчеркиваем, что для профилактики абортов и дальнейшего снижения их количества необходимо использовать не только запретительные меры: необходимо оказывать всестороннюю поддержку беременным женщинам, молодым семьям.
Церковь на протяжении многих лет активно занимается этой проблематикой, вовлекая в свою орбиту неравнодушных людей, общественные организации. Следует всячески поощрять развитие совместных церковно-государственных проектов по созданию кризисных центров для беременных и малоимущих женщин с детьми.
Сегодня те молодые пары, которые стремятся создать полноценную семью и родить детей, сталкиваются с целым рядом серьезных материальных проблем. В семьях с обычными среднестатистическими доходами появление каждого ребенка становится тяжелым испытанием в материальном плане. Сегодня молодая семья очень часто остается один на один со своими проблемами. Зачастую многодетные семьи автоматически переходят в разряд малообеспеченных, с доходами ниже прожиточного минимума. Без поддержки государства дать полноценное развитие ребенку становится проблематичным.
Серьезными препятствиями к увеличению числа детей в семье является крайняя дороговизна, а потому недоступность жилья для большинства молодых семей, а также трудность устройства детей в детские дошкольные заведения. Необходимо на законодательном уровне понизить первоначальные взносы для получения ипотечного кредита многодетными семьями, закрепить субсидирование со стороны государства выплат по таким кредитам, возможность понижения ставки кредита в связи с появлением очередного ребенка в семье вплоть до погашения оставшейся задолженности за счет бюджетных средств.
Хотел бы отметить важную роль средств массовой информации в пропаганде образа крепкой семьи. Сегодня в СМИ и кинематографе пропагандируются в качестве социальной нормы половые отношения вне брака и супружеская неверность. Мало говорится о ценности многодетной семьи, ее особой роли в обществе. Убежден, что необходимо популяризировать многодетность через все доступные информационные ресурсы, особенно имеющие государственное финансирование.
Необходимо направить дополнительные ресурсы на поддержку материнства и детства. Опубликованный позавчера указ Президента об объявлении 2018-2027 годов Десятилетием детства — важное и нужное решение. Напомню, что впервые идея была озвучена председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко в ноябре 2016 года, и вот теперь она приобретает конкретные очертания. Русская Православная Церковь наряду с другими традиционными религиями России будет всемерно поддерживать этот масштабный проект и принимать активное участие в его реализации.
Мы должны общими усилиями сделать поддержку материнства и детства приоритетом социальной политики государства. Такое целеполагание предполагает социально ориентированную экономику. Доминантой же современной экономической модели является извлечение максимальной прибыли и защита собственных финансовых интересов даже в ущерб другим.
Церковь настаивает на необходимости не только строить экономику на нравственных началах, но и посредством ее деятельно служить человеку, следуя словам апостола Павла: «Трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Те, кто получает прибыль, должны осознавать, что на них лежит огромная ответственность — быть внимательными к нуждам других людей, способствовать устранению экономической несправедливости в обществе и таким образом исполнять волю Божию. Благо, что в истории России имеется множество примеров такого нравственного поведения предпринимателей, чьи имена стали символом помощи людям, милосердия и благотворительности.
Одной из серьезнейших проблем современного российского общества является стремление жадных до сверхприбыли людей получить наживу за счет малообеспеченных граждан. Я имею в виду, в частности, деятельность микрофинансовых организаций, выдающих кредиты «до получки» под неподъемные проценты. На это обратил особое внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в январе в Государственной Думе⁷.
Государство прилагает усилия с целью ограничения деятельности мелких кредитных организаций. Однако необходимо решить вопрос содействия людям, которые живут от зарплаты до зарплаты и нуждаются в денежном вспомоществовании на короткий срок. Полагаю, что стоит подумать о возрождении института касс взаимопомощи, которые были широко распространены в прошлом. Представляется важным также принятие дополнительных мер по предоставлению населению доступных потребительских кредитов, выплата по которым не загоняла бы людей в финансовое рабство, ведь большинство граждан обращаются в банки и кредитные организации не от хорошей жизни, а потому, что испытывают острую нужду в трудных жизненных обстоятельствах.
В одном из основополагающих документов нашей Церкви — «Основах социальной концепции» — хозяйственная деятельность рассматривается как «соработничество Богу» в «исполнении Его замысла о мире и человеке», и лишь в таком виде она становится оправданной и благословенной с христианской точки зрения⁸. Экономика, игнорирующая моральные императивы и направленная исключительно на личное обогащение отдельных граждан или групп населения, не имеет будущего. Сердцевиной экономики, с точки зрения Церкви, должно стать не математическое умножение материального благополучия государства, нации, общества, отдельного человека, а нравственное начало.
Подчеркну: Церковь не вмешивается в дела государства, не предлагает свою собственную программу социальных преобразований. Иисус Христос не был социальным реформатором: ни Он, ни Его апостолы не оспаривали существовавшие в их времена социальные институты, не призывали к достижению тех или иных целей в политической сфере. Христос призывал Своих учеников быть «солью земли» и «светом мира», преображая мир добрыми делами (Мф. 5:13-16). Именно этим, а не борьбой за политические права и свободы всегда занималась Церковь. Русский философ и историк Лев Карсавин писал: «Церковь не чертит политической программы и не дает конкретных указаний: какой политический и социальный строй нужен, как кто должен поступить в данном случае. Это все — дело человеческой свободы. Церковь лишь воспитывает и просветляет совесть для того, чтобы человек мог воспользоваться своею свободою по-христиански»⁹.
Церковь ― в мире, но не от мира (Ин. 15:19, 17:15-16). Она иноприродна миру сему, сосредоточена на Царстве Небесном. В то же время испокон веков Церковь заботилась о земном благополучии своих чад, печаловалась за них перед сильными мира сего. И сегодня Церковь, никому не навязывая свои правила и устои, остается голосом народной совести, печалуется за людей перед исполнительной и законодательной властью.
Ответственность законодателей за принимаемые решения сегодня чрезвычайно велика. Ведь любое законодательство основывается на конкретных нравственных установках, а развитие законодательства в значительной степени зависит от целеполагания. Хотим ли мы победить терроризм, эту чуму XXI века? Хотим ли мы защитить наших детей от влияния экстремистской идеологии? Хотим ли, чтобы наше народонаселение увеличивалось; чтобы и сто, и двести лет спустя было кому жить на необъятных просторах нашей великой Родины и защищать ее границы? Если да, то и законотворчество должно быть подчинено обозначенным далеко идущим целям, а не сиюминутной конъюнктуре.
В этой работе законодательной власти России может помочь Церковь. Не случайно, выступая в Государственной Думе, Святейший Патриарх Кирилл предложил ряд конкретных законодательных инициатив, касающихся, в частности, поэтапного решения проблемы абортов в стране, целого комплекса мер по поддержке материнства и детства, включая освобождение многодетных семей от налога на недвижимость. Выражаю надежду на то, что данные законодательные инициативы будут рассмотрены Государственной Думой и утверждены Советом Федерации.
Хотел бы в завершение своего выступления напомнить слова Святейшего Патриарха на тему церковно-государственных отношений: «Наше стремление — не клирикализация общества… Всеми своими усилиями Церковь радеет только об одном — о положительном преобразовании всех сторон жизни индивида и общества. На этом пути невозможно игнорировать важность конструктивного сотрудничества с государством… Это дорога, ведущая к его нравственному оздоровлению, к укреплению национальной и культурной идентичности нашего народа, а в конечном счете — к стабильности в обществе и государстве»¹⁰.
В современную эпоху, как и во все времена, голос Церкви обращен к сердцу человека, призывая его принять и воплотить в жизнь «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно» (Флп. 4:8), вдохновляясь жертвенной любовью распятого и воскресшего Христа.
Благодарю за внимание и призываю благословение Божие на всех, кто трудится в Совете Федерации. Пусть принимаемые здесь решения служат общему благу всех граждан нашего великого многонационального Отечества.
_______
¹ Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. М. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1997 г. С. 143.
² https://www.aarweb.org/node/2131.
³ http://www.oxfordpatristics.com.
⁵ Сакевич В. Уровень абортов в России по-прежнему выше, чем в других развитых странах. http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0687/tema03.php.
⁶ Минздрав и Росстат подсчитали количество абортов в России за 2015 год. https://riafan.ru/559766-minzdrav-i-rosstat-podschitali-kolichestvo-abortov-v-rossii-za-2015-god.
⁷ http://www.patriarchia.ru/db/text/4790140.html.
⁸ http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
⁹ Карсавин Л. П. Малые сочинения. СПб: Алетейя, 1994. С. 400.
¹⁰ http://www.patriarchia.ru/db/text/980244.html.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru