2 декабря 2008 года завершила свою работу ежегодная конференция Московской духовной академии, приуроченная к памяти святителя Филарета, митрополита Московского. В этом году конференция была посвящена русской патрологии.
С докладом на тему «Святитель Игнатий (Брянчанинов) — наставник духовной жизни» выступил доктор богословия, заслуженный профессор МДАиС Алексей Ильич Осипов, который обратил внимание на то, что творчество святителя Игнатия является азбукой духовной жизни. Многие святые излагали свое учение для подвижников, а святитель Игнатий изучил святоотеческие творения применительно к мирской жизни, к бессильному состоянию человека. Отмечая мысль святителя о том, что добрые дела не могут быль добрыми, если делаются не ради Бога, Алексей Ильич напомнил слова святого Игнатия: «удовлетворенному собственною правдою не нужен Христос».
В докладе кандидата исторических наук, научного сотрудника Института Всеобщей истории РАН Алексея Львовича Беглова «Святоотеческое сознание русского старчества (XIX-XX вв.) была отмечена острая необходимость в наше время критериев для определения истинности старчества. Еще в XIX в. оно нуждалось в апологии для современников. Архивные документы отразили ту напряженную ситуацию, которая сложилась в синодальной системе в период ее кризиса. Реакцией на этот кризис стало то, что выделило и сделало особенным русское старчество — его народность, открытость миру. Этим оптинские монахи восполняли недочеты белого духовенства. И в этом видно сходство с древним старчеством, его святоотеческая традиция и сущность.
Кандидат философских наук, доцент кафедры патрологии ПСТГУ Петр Борисович Михайлов в своем выступлении, озаглавленном «Русский неопатристический синтез», представил анализ концепции синтеза о. Павла Флоренского. Докладчик представил, каким образом, при расширении выразительных средств богословия за счет включения в богословскую традицию не православных традиций (как некогда античной философии и искусства), можно заново оценить духовное святоотеческое наследие. При этом главным принципом необходимо полагать взгляд на традицию изнутри этой традиции, то есть эмпирический духовный фундамент должен быть основой русского патристического синтеза.
Кандидат богословия, доцент МДА игумен Андроник (Трубачев) в своем докладе «Патристическое наследие преподобного Серафима Саровского» обозначил глубину и сложность изучения текстов с беседами, поучениями, пророчествами, предсказаниями, молитвенными правилами, составленных Мотовиловым. Среди перечисленных сложностей: разность подходов в каждом тексте — сам преподобный Серафим ничего не писал, необходимость апологии для современников, которыми был выдвинут ряд обвинений в сторону Мотовилова и иеромонаха Иосафа, сложность толкования пророчеств вследствие их обремененности вставками. При этом отец Андроник показал важность и актуальность изучения этих текстов.
Доклад доктора философии, преподавателя МДА иеромонаха Николая Сахарова «Преподобный Силуан и русская религиозная мысль» был посвящен исследованию вопроса о взаимосвязи системы взлядов русских религиозных философов и наследия преподобного Силуана Афонского. Отец Николай выделил четыре главных особенности русской религиозной мысли: русская гносеология, тема преображения мира, тема соборности и понятие кенозиса. Как показал докладчик, по всем этим вопросам русский старец был, по сути, согласен с религиозными мыслителями, а разница между ними была лишь в способе выражения своих идей.
Исследованию педагогической мысли в творениях русских святых отцов посвятил свой доклад кандидат богословия, преподаватель МДАиС Георгий Евгеньевич Колыванов. Докладчик отметил, что творения многих русских святых отцов содержат в себе немалое количество материала, посвященного педагогике. Основное внимание русские святые уделяли качествам воспитателя, воспитанию в семье и учебных заведениях, формированию христианской личности. В докладе Г.Е. Колыванова также было отмечено, что, в отличие от светских педагогов, педагоги церковные принимают во внимание греховное повреждение человека и рассматривают образование в контексте духовного совершенствования личности.
Завершило конференцию выступление кандидата философских наук, преподавателя МДАиС Павла Кирилловича Доброцветова, который, в докладе, посвященном изданию русских святоотеческих творений в России, выделил пять основных этапов русского патристического книгоиздания, имеющих свои характерные особенности: ХVII век, XVIII век, XIX — начало XX века и современный период. Насущной задачей современной русской патристики, по мнению Павла Кирилловича, должно стать выявление творений прославленных русских святых из многообразия русской церковной литературы.
В заключение конференции проректор по учебной работе М.С. Иванов поблагодарил докладчиков, отметил актуальность выбранных тем и выразил надежду, что духовное достояние русского народа будет активно изучаться студентами Московских духовных школ.
Пресс-служба МДА/Патриархия.ru