27 ноября 2017 года в конференц-зале Сретенской духовной семинарии в Москве открылась конференция по теме «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия». К участникам обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы открыть конференцию, посвященную делу об убийстве Царской семьи, выслушать результаты новых экспертиз, ознакомиться с архивными данными, провести дискуссию.
Вы знаете, что на протяжении долгих лет Церковь отклоняла всякие предложения согласиться с результатами тех экспертиз, которые были проведены в 90-е годы. Эта позиция подвергалась критике, в том числе публичной. Но единственное, что нас останавливало от того, чтобы признать результаты проведенных экспертиз, — это непрозрачность исследовательского процесса и полное нежелание включить в этот процесс Церковь. То есть нам предлагалось просто поверить в результаты проведенных исследований, — естественно, Церковь это не устраивало.
Вспоминаю достаточно непростые дискуссии, когда на заседание Священного Синода были приглашены представители государственной комиссии, которая занималась изучением данной темы. Помню странные заявления от имени этой комиссии, которые полностью похоронили всякую надежду на то, чтобы Священный Синод согласился с результатами проведенных исследований. Позиция заключалась в следующем: вы должны принять результаты; все наши вопросы и недоумения отвергались. Односторонняя жесткая позиция, направленная на то, чтобы полностью исключить Церковь из процесса, вызвала естественное недоумение, и в контексте проведения такого рода работы над чрезвычайно важной для Церкви темой невозможно было представить, чтобы Церковь согласилась с результатами проведенных экспертиз.
С течением времени ситуация изменилась, и я, обсуждая эту тему с президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным, сформулировал условия, при которых Церковь могла бы серьезно рассматривать результаты экспертизы. Наша позиция заключалась в следующем: весь процесс нужно повторить заново, и с самого начала до конца Церковь не должна наблюдать со стороны, — она должна быть включена в этот процесс. В первую очередь мною был поставлен вопрос о необходимости эксгумации тела государя императора Александра III, отца императора Николая II, с тем чтобы можно было заново провести соответствующие генетические экспертизы. Президент с пониманием отнесся к нашей позиции, были даны соответствующие указания следственным органам, дано согласие на эксгумацию. В результате расследования, проведенного заново по всем правилам, мы и получили некоторые результаты, с которыми я бы попросил наших уважаемых экспертов ознакомить аудиторию.
Сегодня каждый может задавать любые вопросы. У Церкви еще не сформулирована позиция по результатам этих исследований, она будет формироваться, в том числе, в контексте работы Синода и Архиерейских Соборов, но сегодня мы должны выслушать доклады экспертов и задать, как я сказал, любые вопросы, какие сочтете нужными. Ничто не предопределено, окончательное суждение будет иметь Архиерейский Собор, а данная конференция посвящена тому, чтобы прояснить вопросы, которые еще остаются. У меня самого есть целый ряд непростых вопросов, которые я бы тоже хотел обратить к экспертам.
Предварив этим вступительным словом нашу работу, я хотел бы призвать всех к открытой дискуссии — спокойной, уважительной, с тем чтобы мы могли максимально отстраниться от эмоционального фона, на мой взгляд совершенно неуместного для серьезного научного разговора о проблеме, которая стоит на повестке дня. Да поможет нам Господь, в результате всех исследований, которые были сделаны, принять правильные и мудрые решения. А теперь попросил бы владыку Тихона взять председательствование на себя и начать работу.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси