Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Бориспольский Антоний: Вселенский Патриархат совершает много ошибок — и это причиняет нам боль

Митрополит Бориспольский Антоний: Вселенский Патриархат совершает много ошибок — и это причиняет нам боль
Версия для печати
13 сентября 2018 г. 17:02

Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви опубликовал в переводе с греческого языка интервью митрополита Бориспольского и Броварского Антония греческому агентству церковных новостей «Ромфея», размешенное на сайте агентства 12 сентября 2018 года. Управляющий делами Украинской Православной Церкви рассказал, какие чувства вызвало решение Вселенского Патриархата назначить двух экзархов в Киев в лоне Украинской Православной Церкви, о последствиях, которые возникнут в результате возможного предоставления автокефалии раскольникам, и создании параллельной Церкви, а также о том, какие действия могли бы помочь избежать этих опасностей.

— Какие чувства в лоне Вашей Церкви вызвало недавнее решение Вселенского Патриархата назначить двух экзархов в Украине?

— Печаль и возмущение одновременно. Я надеюсь, Вы читали официальные заявления нашей Церкви. В лоне нашей Церкви верующий народ и духовенство волнуются, у них очень тяжелые предчувствия, неспокойно на сердце. Мы ожидаем худшего.

Однажды, год или два назад, Вселенский Патриарх в приватном разговоре с одним иерархом нашей Церкви сказал: «Не беспокойтесь, Матерь-Церковь никогда не сделает больно своей дочери». И тогда мы были очень признательны Вселенскому Патриарху, когда услышали от него такие слова. Однако сейчас мы недоумеваем, по какой причине Патриарх поменял свое мнение и своими действиями ранит тело канонической Церкви в Украине. Обычно Патриарх говорит очень мало, но каждое коммюнике Патриархата вызывает целую бурю в украинских СМИ. В каждой статье, заявлении, комментарии обвиняется наша Церковь раскольниками, политиками и радикалами. Вы должны понимать, что на нашу Церковь оказывается большое давление, и Матерь-Церковь, вместо того, чтобы помочь защитить свою дочь, подливает масло в огонь — и своими заявлениями и действиями содействует врагам канонической Церкви.

— Кажется, что Вселенский Патриархат решил предоставить автокефалию, очевидно надеясь, что таким образом может решиться проблема раскола. Ваше Высокопреосвященство, как Вы на это смотрите?

— Не знаю, почему Вселенский Патриархат решил, что предоставлением автокефалии будет уврачевана схизма. Кто ему это сказал? Известно, что прежде, чем излечить какую-либо болезнь, врач должен поставить правильный диагноз. В нашем случае именно вопрос автокефального устройства в начале 1990-х годов породил раскол. И я не думаю, что будет правильным врачевать болезнь тем средством, которое ее породило. Мне кажется, что Патриарх Варфоломей в нашем случае поставил ошибочный диагноз и продолжает совершать ошибочное лечение. Настойчивые и упрямые попытки Вселенского Патриархата исцелить раскол в Украине с помощью предоставления автокефалии являются не лекарством, а ядом как для канонической Украинской Православной Церкви, так и для всего Тела Вселенского Православия. Не является тайной, что́ будет в случае, если Патриарх Варфоломей пойдет до конца и не пересмотрит своих решений. Следствием этого шага будет то, что будут отравлены межправославные отношения, а также и всё Православие. Потому что, как мы понимаем, Фанар старается создать в Украине новую, параллельную «церковь», которая будет состоять из нынешних раскольников, а те, без сомнения, первыми прибегут в эту организацию, каковая будет объявлена как будущая автокефальная Церковь. Прежде всего, хочу без преувеличения сказать, что у этой идеи раскольнический характер с самого начала.

— Почему?

— Потому, что в нашей стране уже существует каноническая Церковь. Если бы она не существовала, тогда другое дело, или если бы мы находились в ереси, тогда понятно. Но когда в Киеве есть канонический архиепископ, то есть митрополит Онуфрий, и кто-то извне хочет создать параллельную иерархию и провозгласить ее автокефальной, тогда тот и создает раскол. Создание и существование параллельной иерархии является отличительной характеристикой раскола. Подобное мы уже переживали в Украине и видели, как это делал Филарет, когда он ушел от нас и создал параллельную, по отношению к нашей Церкви, иерархию. В каждом городе, где уже есть наш епископ, он поставил своего, раскольнического. Если это мы не называем расколом, что тогда раскол?

Я хочу привести и другой исторический пример. Настоящий раскол между Востоком и Западом, то есть между Римско-Католической и Православной Церковью состоялся не в 1054 году, когда поругались между собой тогдашний патриарх Михаил Керулларий с кардиналом Гумбертом. Настоящий раскол произошел во время I Крестового похода (1096-1099 гг.), когда латинские крестоносцы начали изгонять православных епископов в Антиохии и вообще на Ближнем Востоке и на их места ставить латинских епископов. Именно в этот период начался реальный раскол.

Наша большая горечь в том, что Вселенский Патриарх своими недавними действиями, как кажется, делает то же самое. Он уже ступил на путь раскола, послав двух экзархов в Киев без разрешения местного епископа, то есть митрополита Онуфрия, очевидно, имея готовность создать новую «церковь» в Украине, чтобы поставить нового архиепископа или митрополита, или патриарха, и новую иерархию, и этой новой организации предоставить автокефалию. Но это же строго запрещается священными канонами.

Чтобы Вы лучше понимали, что́, возможно, хочет сделать с нами Вселенский Патриархат сейчас, приведу такое сравнение. Конечно, сравнения не всегда являются совершенными, но они помогают нам лучше понять действительность. У вас в Греции уже около ста лет раскол старостильников. Он до сих пор не разрешен. Представьте, если бы вам сказал кто-то из Патриархатов: «Если вы не можете решить это сами, то это сделаем мы. Итак, мы призна́ем старостильников в качестве канонической Церкви, назовем их Элладской Церковью, примем опять старый стиль календаря, а вы — настоящая Церковь Эллады, должны присоединиться к ним и отказаться от своего календаря. Если вы не хотите, то будьте как есть, но вашей Церкви мы дадим новое имя».

То же самое хотят сделать здесь и с нами. Политики с помощью раскольников хотят переименовать нас из Украинской Православной Церкви, которой мы являемся, в «Русскую Церковь в Украине», хотят сделать нас чужими. Хотят, чтобы все было наоборот. Раскольники стали каноническими, а каноническая Церковь стала раскольнической или хотя бы чужой для своего народа. И Вселенский Патриархат играет на стороне врагов нашей Церкви — и это причиняет нам боль.

— Как я понял, если это действительно будет, то это создаст большой скандал в Православии?

— Конечно, последствия этого шага Вселенского Патриарха повлияют на все Православие, потому что если может один Патриарх вторгаться на каноническую территорию другой Церкви, то почему тогда не может делать это и другой? Не является тайной, что между некоторыми Поместными Церквами существуют епархии, которые исторически принадлежали другой соседней Церкви, но сейчас, имея прецедент, каждый может делать то, что хочет. Куда мы придем с такой логикой? Это же будет катастрофа.

— Когда Вы ездили на Фанар 23 июня вместе с другими членами Священного Синода, Вас предупредил Вселенский Патриарх, что будет действовать таким способом?

— Нет. Поэтому мы и удивляемся, почему Патриарх Варфоломей нашел время и способ поговорить с Президентом, через которого он попросил обращения и подписи раскольников, но не [нашел возможности пообщаться] с канонической Церковью? Как будто нас не существует. Как будто раскольниками являемся мы, а канонической Церковью являются раскольники.

Кроме того, я знаю, что Поместные Православные Церкви с недоумением следят за этими событиями и смотрят, до чего дойдет Вселенский Патриархат. Не может Вселенский Патриархат пренебрегать позицией канонической Церкви.

— В Константинополе недавно состоялся Синаксис иерархов Вселенского Патриархата, где украинский вопрос был одним из главных. Как Вы можете оценить обсуждение вашего вопроса на Фанаре?

— Я не знаю всех подробностей, о чем там говорили по этому вопросу. Мы можем судить об этом только из того, что читали в СМИ. Однако нас удивляет тот факт, что на Фанаре о решении украинского вопроса говорят архиереи, большая часть из которых никогда не были в Украине и не имеют полного понимания того, что происходит в нашей стране. Как мы узнали, главный доклад по украинскому вопросу сделал епископ с Крита, который живет в Эстонии. Я имею в виду владыку [Макария] Христупольского, который, если мне не изменяет память, даже если и приезжал в Украину, то один раз и очень давно.

На это отсутствие осведомленности в церковной ситуации в Украине обратили внимание архиереи Вселенского Патриархата из Финляндии, которые рассказывали в своем интервью, что им не хватало точки зрения украинских епископов, трое из них принимали участие в Синаксисе.

— Что будет в Украине с Вашей Церковью в случае предоставления автокефального устройства раскольникам, что, как кажется, сделает Фанар?

— Все будет наоборот. Сегодняшние раскольники станут автокефальной Церковью, а нашу каноническую Церковь попытаются сделать чужой для нашей страны. Здесь Вселенский Патриарх компрометируется в глазах нашего верующего народа, нашего духовенства и архиереев.

Наша Церковь не признает этого действия и не будет сослужить с новой «церковью». Церковь — это большая духовная семья, это значит, что большинство наших верующих и приходов останутся в лоне канонической Церкви, не предадут своих пастырей, которых любят и за которыми идут. Некоторые уйдут, но не многие, уйдут главным образом проблемные. В семьях украинцев начнутся опять споры, будут опять захватывать наши храмы, брат пойдет на брата, будут конфликты. Подобные события мы уже пережили в начале 90-х годов прошлого века, когда состоялся раскол.

— Какой Вы видите выход из этой ситуации, что предлагаете?

— Я отдаю себе отчет в том, что я сказал Вам об очень жестких вещах. Но время дипломатии уже прошло, и надо говорить открыто и откровенно, потому что опасность грозит всему Православию. В этой ситуации никакая из Поместных Православных Церквей не может сидеть в углу, рассуждая и надеясь, что ее не касаются вышеупомянутые события. Все Поместные Церкви составляют Тело Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Как нас учит апостол Павел, «если страждет один член, ему сострадают и все члены» (1 Кор. 12:26).

И поэтому необходимо, чтобы возвысили голос все Поместные Церкви. Надо, чтобы собирались Предстоятели, чтобы посредством диалога все мы нашли решение. Как сказал Вселенский Патриарх в начале своей встречи с Патриархом Кириллом, если политические лидеры с помощью диалога решают проблемы между собой, насколько больше церковные лидеры должны использовать возможности диалога. Кроме того, в нашей Церкви синодальная система принятия решений.

Из истории Церкви мы видим, что как только возникала какая-то проблема, ересь или раскол, созывались как Поместные, так и Вселенские Соборы. Поэтому в нашем украинском случае необходимо, чтобы нас собрала благодать Святого Духа, как мы поем в Вербное воскресенье, а также во время наших соборов и синодов. Только все вместе с молитвой, имея попечение о благе Церкви, под руководством и просвещением Святого Духа, обязательно найдем решение проблемы и избежим больших проблем в лоне нашей любимой Церкви Христовой, где Господь нас «поставил епископов, пасти Церковь Господа и Бога, Которую Он стяжал Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Официальный сайт УПЦ/Патриархия.ru

Версия: украинская

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea [Интервью]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в праздничном богослужении в Лавре преподобного Саввы Освященного

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие интервью

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Глубокая вера русского народа неизменна

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Протопресвитер Владимир Диваков: В юности нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным

Епископ Бачский Ириней: На Украине власти посчитали себя вправе объявить врагом Украинскую Православную Церковь

Епископ Бачский Ириней: Украинская власть проявляет максимальную активность в гонениях на подлинную каноническую Церковь

Митрополит Клинский Леонид: Любые вердикты Александрийской Церкви в отношении духовенства Русской Православной Церкви будут канонически ничтожны

Митрополит Волоколамский Иларион: Во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период