Религиозное и богословское образование продолжает оставаться исключительно важной частью церковного служения. Исходя из этого уясняются основные задачи, стоящие перед Церковью в данной области,
1. Сегодня, как и прежде, духовное просвещение детей и взрослых в основном совершается в приходах. Именно поэтому как можно быстрее следует расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне. Это образование должно осуществляться под руководством настоятеля и клира при участии образованных мирян. Ведение такой работы вменяется в обязанность каждому приходу. Особое внимание при этом необходимо уделять устроению православного уклада жизни, возрождению и укреплению семьи, воспитанию детей в духе заповедей Христовых.
2. Важное место в системе религиозного образования должно быть усвоено благочиниям. При благочинии на базе успешно действующей воскресной школы или другого учебного заведения рекомендуется создание центра духовного просвещения, призванного координировать образовательную деятельность, оказывать организационно-методическую, правовую, кадровую и иную помощь приходам, а также осуществлять связь с епархиальным образовательным отделом.
3. Представляется необходимым учредить епархиальные отделы религиозного образования для организации и координации системы религиозного образования и духовного просвещения на уровне монастырей, приходов, благочинии, отдельных образовательных и иных структур.
Рекомендуется незамедлительно включить как образец в епархиальную систему образования:
- православный детский сад;
- воскресную школу;
- общеобразовательную начальную школу или гимназию;
- методический кабинет;
- курсы катехизаторов;
- библиотеку, фонотеку и видеофонд.
Деятельность епархиальных отделов религиозного образования должна координироваться Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации, куда они должны ежегодно представлять информацию о состоянии дел по всем направлениям образовательной работы.
4. Общецерковная система религиозного образования для мирян включает в себя следующие типы учебных заведений: воскресные (приходские) школы, детские сады, гимназии, лицеи, катехизаторские курсы, высшие православные учебные заведения, не занятые подготовкой пастырей и церковнослужителей. Учебные заведения, занимающиеся подготовкой священно- и церковнослужителей, должны находиться в исключительном ведении Учебного комитета.
5. Важнейшим направлением церковного служения делу просвещения народа должна являться подготовка катехизаторских и педагогических кадров из мирян. Кадры необходимо готовить с учетом особенностей работы с детьми и взрослыми, степени воцерковления учащихся, специфики социальных групп. При подготовке специалистов необходимо шире использовать заочную форму обучения.
6. Необходимо расширять сотрудничество между Церковью и государством в области образования как на общецерковном, так и на местном уровне. Для этого рекомендуется заключение соглашений, выработка программ духовно-нравственного воспитания, совместное проведение форумов, конференций, семинаров. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви должна учитывать не только общецерковные нужды, но и задачи, стоящие перед государственными программами образования в странах СНГ и Балтии.
7. Представляется жизненно важным добиваться практической реализации права человека на выбор учебного заведения в соответствии со своими убеждениями и верованиями. Православное образование должно занять свое законное место во всем многообразии школ и образовательных систем.
8. Русская Православная Церковь поддерживает деятельность Российского Земского движения, направленную на разработку концепции земских школ, а также иные инициативы по созданию русских и других национальных школ, в странах СНГ и Балтии.
9. Современная практика преподавания религиоведческих дисциплин в государственных учебных заведениях представляется неприемлемой с церковной точки зрения, ибо сегодня, независимо от намерений педагогов, «объективное и непредвзятое» преподавание этих дисциплин превращается в утонченный вариант атеистической пропаганды. Решением этого вопроса может быть введение в государственных школах факультативных занятий, проводимых официальными представителями различных религий и конфессий для детей, исповедующих эти религии и конфессии, с согласия их родителей.
10. Необходимо также помнить об исключительно важном значении использования средств массовой информации в деле религиозного образования и духовного просвещения. Имея это в виду, нужно повышать образовательную эффективность церковной печати, а также расширять просветительскую работу посредством радио и телевидения, в том числе через специальные церковные радио- и телепрограммы.
11. В целях материального обеспечения общеобразовательных программ в системе православного образования следует добиваться соответствующего финансирования православных дошкольных учреждений, средних и высших школ из средств государственного бюджета, выделяемых на нужды образования.
Вместе с тем необходимо, чтобы на религиозное образование отчислялся фиксированный процент в рамках приходских и епархиальных отчислений на общецерковные нужды.
12. В дискуссии на Соборе было выражено пожелание относительно слияния двух раздельно существующих Синодальных учреждений — Учебного комитета и Отдела религиозного образованиями катехизации. При этом подчеркивалось, что вопросы катехизации и использования средств массовой информации для научения народа истинам веры — должны находиться в ведении вновь создаваемой общецерковной миссионерской структуры.