Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий — о судьбе канонического Православия в Украине

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий — о судьбе канонического Православия в Украине
Версия для печати
25 октября 2018 г. 18:54

Интервью Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия официальному изданию Украинской Православной Церкви журналу «Пастырь и паства» опубликовано на сайте Информационно-просветительского отдела УПЦ.

Ваше Блаженство, согласно Конститу­ции Украины, Церковь отделена от государ­ства. Когда в начале XX столетия больше­вики приняли этот закон, многие верующие восприняли его как серьезную религиозную катастрофу. Однако, как стало ясно совсем скоро, большевики отделили Церковь от государства только для того, чтобы за­няться ее разрушением. Потом, в начале 90-х, ситуация поменялась: коммунисты сошли с исторической арены, а для Церкви настали времена возрождения. И тут за­кон об отделении Церкви от государства сыграл, в какой-то мере, свою положитель­ную роль — Церковь смогла почти без дав­ления со стороны властей развиваться в нужную сторону. А вот сейчас, когда власть пытается повлиять на решение церковных вопросов, как бы Вы прокомментировали происходящее? Может ли правительство способствовать созданию единой Помест­ной Церкви? И как должен верующий чело­век реагировать на все это?

— Закон об отделении Церкви от государства является плодом революционных преобразова­ний, которые свершились в начале XX столетия.

Большевики отделили Церковь от госу­дарства для того, чтобы показать, что страна приняла новый, атеистический путь развития. Также этот закон был необходим советской власти, чтобы развязать себе руки в борьбе против Церкви, конечной целью которой было полное Ее уничтожение. И эта борьба проходи­ла под лозунгом: «Церковь — враг государства».

Однако Господь, совершающий все во бла­го Своим верным, устроил так, что отделение Церкви от государства послужило новым сти­мулом для Ее мощного развития. И мы смирен­но благодарим Господа за такую милость к нам, недостойным чадам Его святой Церкви.

Сейчас некоторые политики пытаются соз­дать единую Поместную Церковь в Украине. Эту Церковь иногда называют Православной, а иногда просто — «Поместная Церковь». Политикам все равно, они в этом не особо разбираются, да и не пытаются разобраться. Трагедия таких стараний заключается в двух вещах: во-первых, политики по своей природе не способны врачевать духовные расколы, они по своей природе могут лишь разделять людей. Только священнослужители, с помощью молит­вы, смирения и Божественной любви способны объединять людей с разными темпераментами, характерами, мировоззрениями в единое обще­ство, которое называется Церковь Христова; во-вторых, государство, к сожалению, идет курсом, принятым после революции, т.е. кур­сом, удаляющим человека от Бога.

Кто-то может возразить и сказать, что у нас политики верующие: они молятся и ходят в храмы. Не спорю, это действительно так. Но есть силы, которые наших верующих полити­ков заставляют принимать законы, способствующие развитию и узакониванию греха. Если же политики узаконивают беззаконие, то несмотря на то, что они веруют в Бога и ходят в храмы, они идут против Христа. Они уводят себя и людей, которые их слушают, от Бога. Та­кие политики и Церковь хотят подстроить под ритм своей жизни. Они хотят создать единую Поместную Православную Церковь, которая бы потакала им и направляла людей, идущих к Богу путем, по которому, к большому сожале­нию, пошли они сами. Мы любим своих политиков и уважаем их, но последовать за ними не можем. Иначе мы перестанем быть Церковью, превратимся в по­литическую организацию и дни бытия нашего будут Богом сочтены.

А на вопрос: как мы, верующие, должны ре­агировать на попытки создания Единой По­местной Православной Церкви, отвечу таки­ми словами: тот, кто верит в Бога, но при этом зациклен на желании заполучить Поместную Церковь, не Богу себя вверяет, а живет по свое­му разуму. При таком отношении мы скоро при­дем к тому, что каждая политическая сила за­хочет иметь свою Поместную Церковь, которая бы во всем повиновалась этой партии и застав­ляла Бога исполнять ее политические желания. Иными словами, люди, верующие в Бога, но не вверяющие себя Богу, хотят Бога подчинить себе и думают, что это можно сделать через создание Единой Поместной Церкви.

Но если человек не только верит в Бога, но и вверяет, подчиняет себя Богу, то он ищет воли Божией, он помнит, что все люди — это дети Божии. Он хочет жить со всеми в мире и найти в своей жизни Христа, Который и есть наша жизнь, красота нашей жизни и смысл ее. Такие люди не ищут Поместной Церкви, они каждый день сози­дают и украшают свой внутренний храм души.

Живите благочестиво, трудитесь над тем, чтобы покорить себя Христу, чтобы исполнять Его святые заповеди, которые для нас явля­ются светом, путем, ведущим к вечной жизни. На этом пути вы найдете свою личную автоке­фалию, т.е. свободу от греха. А может быть, вы встретите и Поместную Церковь, но она будет совершенно непохожа на ту, которую пытают­ся выстроить политики. Она будет наполнена любовью, миром и радостью о Господе. Она будет не политической Церковью, а Церковью Христовой, Церковью, которую никогда не одо­леют врата ада.

— Если Томос о признании раскольников Вселенским Патриархом все же будет предоставлен, как мы должны на эту новость реагировать и строить свои отношение с этими религиозными организациями?

— Если Томос о признании Константинополь­ским Патриархом раскольников будет предо­ставлен, то он породит новые расколы, более масштабные и более глубокие. Эти расколы кос­нутся не только нашей Украины — они коснутся всей мировой Православной Церкви. Объясню кратко, почему так случится.

Во-первых, согласно православным канонам, глубокоуважаемая нами Константинопольская Церковь не имеет права давать автокефалию Церкви, которая сегодня не входит в ее юрис­дикцию. Титул «Матери-Церкви», которым се­годня очень часто оперируют, не дает канони­ческого права вторгаться в духовную жизнь «Церкви-дочери», которая давным-давно отде­лилась от «Матери» и де-факто ведет свою самостоятельную духовную жизнь. А если учесть тот факт, что «Церковь-Мать» сама страдает от глубочайшего собственного раскола, вследствие которого Православная Ви­зантийская империя превратилась в страну, где теперь исповедуют ислам, то будет уместным вспомнить слова из святого Евангелия: «Врачу, исцелися сам» (Лк. 4:23). Если же врач, который, к сожалению, сам серьезно болен, а потому не имеющий права ле­чить других, все-таки дерзнет действовать, то от этого родится только большее беззаконие в виде общемирового раскола Православия.

О том же, как относиться к религиозным ор­ганизациям, которые родятся от беззакония, отвечу словами псалмопевца Давида: «Да не прострут праведнии в беззаконие рук своих» (Пс. 124:3).

— В Священном Писании сказано, что «вся­кая власть от Бога». Как надо понимать эти слова? Например, если власть от Бога, то должен ли христианин полностью подчи­няться этой власти? Если да, то в каких слу­чаях? А если власть такая, как была 50 лет назад, как тогда нужно воспринимать ее? И вообще, в каких именно случаях христианин может и должен не исполнять повеления власть имущих?

— Действительно, всякая власть от Бога. Но Бог дает нам власть в наши руки не для наше­го произвола, не для того, чтобы мы делали то, что хотим, а для того, чтобы мы исполняли то, чего хочет Бог, чтобы мы сами жили по запо­ведям Божественной любви и учили так жить своих подчиненных. К сожалению, когда мы получаем власть, все это часто забывается. Власть ослепляет нас, и вот уже нам кажется, что нам позволено беспредельничать. Не нужно так думать. С большой властью на нас налагается и большая ответственность. За то, как мы несли свой Крест власти, мы будем держать ответ перед Господом.

С другой стороны, если власть начинает са­мочинствовать, мы не должны ее за это прези­рать или ненавидеть, мы должны за власть мо­литься. Мы должны молить Господа, чтобы он дал нашим руководителям благодать Святого Духа, которая поможет им достойно нести свой крест. А на вопрос, как относиться к власти, если она делает что-то не так, как бы нам хотелось, ответил Сам Спаситель: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу» (Мф. 22:21). То есть, отдавайте власти все земное: подати, труд, терпение, уважение, но сердца свои отдавайте Богу.

— В случае обращения к приходским свя­щенникам с просьбой отпеть или причас­тить людей, которые были крещены в церкви «Киевского патриархата», как пра­вильно будет отвечать на эту просьбу? Может быть, логичнее, чтобы и наши свя­щенники несли ответственность только за тех лиц, которых они непосредственно окормляют, и кто находится в зоне их не­посредственной духовной опеки?

— Относительно вопроса об отпевании тех, кто был «крещен» раскольниками, ответ ясный: кто крещен в канонической Церкви — тот засвидетельствовал свое желание быть и отпетым в этой Церкви. А если кто «крещен» в расколе, то он тем самым выразил желание, чтобы его там и провожали в последний путь. Мы не отпеваем раскольников, потому что не хотим нарушать свободу их выбора.

Но в жизни каждый отдельный случай имеет свой подтекст. И прежде, чем отказать прося­щему, канонический священник должен по­дробно разобраться во всех обстоятельствах, почему почивший избрал другую веру. Если при этом священник найдет аргументы, ко­торые относятся к немощи человеческой, а не к его фанатическому упорству, то он вправе с архиерейского благословения проявить икономию, то есть уступку.

— Многих беспокоит дальнейшая участь канонического Православия на Украине. Что нас должно более беспокоить в это время — участь Церкви или участь наших душ и испо­ведание личной верности Христу?

— Действительно, наша Украинская Право­славная Церковь переживает сложное время. Но к нашему утешению, хотел бы напомнить, что у земной Церкви легких времен не бывает. Даже когда вокруг спокойно, когда нас хвалят, — для Церкви это все равно сложное время. И эта сложность заключается в том, что похвалы и благоденствие вводят нас в спячку и беспеч­ность, а через них ведут к духовной деградации и упадку. Поэтому и во времена благополучия нам необходимо бороться с собой и понуждать себя бодрствовать, чтобы с нами не случилась духовная расслабленность.

Мы обязаны заставлять себя постоянно мо­литься и каяться в своем недостоинстве. И смиренно благодарить Господа за то, что Он не отвращает Своего Божественного Лика от нас, но постоянно окружает нас Своими милостями и щедротами, из которых мы способны увидеть только маленькую и незначительную часть, а остальное не видим и не разумеем.

Однако мы должны знать и то, что наша ду­ховная слепота и наше невежество не освобож­дают нас от обязанности быть благодарными своему Творцу. Мы должны крепко смирять себя и говорить: «Сегодня, по Божией милости, ты лежишь на мягкой перине земного благопо­лучия и слышишь звуки человеческих похвал. Смотри, не почти это за справедливость и не подумай, что ты достоин всего этого. Иначе ста­нешь святотатцем, присваивающим себе то, что принадлежит Богу. И тогда разделишь горькую часть с теми, кто некогда восстал против Бога и был низринут из Небесных кругов». Кто будет так делать, у того будет мир и ра­дость на душе, и он не отпадет от истинной Церкви Христовой, которая будет на земле до скончания века.

— Ваше Блаженство, сегодня наша Цер­ковь вместе с народом переживает слож­ное время. Что бы Вы хотели в первую оче­редь пожелать нашей пастве в качестве благословения и назидания?

— Держитесь той Церкви, которая свято хранит чистоту и неповрежденность православной веры, а во всем остальном «возверзи на Госпо­да печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54:53). Живите по заповедям Божиим и смотрите за своими стопами, чтобы они были направлены по словеси Господню, и всех людей вручите в руки Божии. Он силен исправлять стопы чело­веческие.

Официальный сайт УПЦ/Патриархия.ru

Материалы по теме

На пленарном заседании Всемирного русского народного собора представили новую книгу Святейшего Патриарха Кирилла «Настоящее и будущее Русского мира»

Завершился проект «Священник XXI века», организованный порталом Богослов.ru и интернет-журналом «Татьянин день»

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет [Интервью]

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и главный архитектор Москвы приняли участие в дискуссии «Современная православная архитектура — для города и горожан»

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Сокровенный уголок России

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире