Круглый стол прошел 23 ноября 2018 года в столице Республики Корея Сеуле под председательством митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Ваши Высокопреосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Рад приветствовать вас на заседании круглого стола, посвященного соработничеству Русской Православной Церкви и соотечественников в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.
Настоящая конференция уже девятая по счету. Ранее подобные мероприятия проходили в Брюсселе, Буэнос-Айресе, Пекине, Сан-Франциско, Йоханнесбурге, Риме, Берлине и Рабате.
Священноначалие Русской Православной Церкви поручило Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата вести работу по взаимодействию с соотечественниками, проживающими в дальнем зарубежье. Важной частью такой работы является проведение круглых столов, в ходе которых в атмосфере конструктивного диалога рассматриваются вопросы, связанные с поддержкой русскоязычной диаспоры в различных регионах мира.
В организации сегодняшней встречи приняли участие Министерство иностранных дел России в лице Департамента по работе с соотечественниками и российских посольств за рубежом, Россотрудничество в лице российских центров науки и культуры, а также Фонд «Русский мир», благодаря поддержке которого стало возможным участие в сегодняшнем заседании церковной делегации из Москвы.
Тема соотечественников находится в зоне особого внимания Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Россия имеет свой неповторимый путь исторического развития, и мы не можем обойти стороной важные вехи в истории нашего государства. Нынешний год отмечен памятной датой — 100-летием со дня трагических событий 1918 года, когда были зверски убиты Царская семья и другие члены Дома Романовых. Октябрьский переворот, чудовищная расправа над императором Николаем и его домочадцами, братоубийство, террор и массовые репрессии, а также массовый исход соотечественников — все это стало бедой и испытанием для нашего народа.
Оказавшись на чужбине, наши сограждане встали перед дилеммой: либо утратить свою духовную и культурную идентичность, а затем раствориться, ассимилироваться с другими народами, либо вновь явить свою способность к единению. В связи с этим я хотел бы процитировать слова святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, выдающегося представителя русской эмиграции, иерарха Русской Православной Церкви Заграницей, служившего в Юго-Восточной Азии. Он говорил следующее: «Русским за рубежом дано по всей вселенной светить светом Православия, дабы другие народы, видя добрые дела их, прославили Отца нашего <…> Не выполняя же своего задания, даже унижая Православие своей жизнью, наше Зарубежье имеет перед собой две дороги: или обратиться на путь покаяния и, измолив у Бога себе прощение, возродившись духовно, сделаться способным возродить и страдающую нашу Родину, или быть ему окончательно отверженным Богом и оставаться в изгнании гонимым всеми, пока постепенно оно не выродится и не исчезнет с лица земли».
Слава Богу, нашим зарубежным братьям и сестрам удалось сохранить родной язык, веру и культуру предков вдали от исторической Родины. Российская зарубежная диаспора всегда представляла собой сложную общность людей с разными политическими убеждениями, взглядами на общественные процессы в России, отличающихся друг от друга социальным статусом, профессиональными занятиями и финансовым положением. Но в то же время наших братьев и сестер всегда объединяли общий язык, духовно-нравственные ценности, историческое и культурное наследие. Именно это и послужило причиной консолидации переселенцев вокруг Церкви, создания многочисленных приходов в странах проживания.
В XX веке, в период жестоких гонений Русская Православная Церковь, шла мученическим и исповедническим путем. Однако мужественное претерпевание многочисленных страданий и бедствий легло в основу церковного возрождения в условиях новой России. Ныне мы являемся свидетелями настоящего чуда воскрешения Русской Церкви: повсеместно строятся храмы и монастыри, открываются духовные школы, ведется социальная работа, развивается церковное молодежное движение, в том числе волонтерское, совершенствуется практика преподавания теологии в высших учебных заведениях, утверждается ее научный стандарт.
Церковь ведет большую работу по защите семьи и жизни, публично свидетельствуя о значении и ценности семьи как фундаментальной основы российского общества.
К сожалению, сегодня, по данным исследователей, в нашей стране больше половины из заключенных браков распадаются. 40% пар проживают в так называемом гражданском браке, не обременяя себя какими-либо правовыми и социальными обязательствами. Супружеские измены затрагивают огромное количество семей.
Одним из следствий ослабления семейных ценностей и института брака является очередной спад рождаемости. Средний возраст вступления в брак растет. Это связано с желанием молодых людей построить карьеру, достигнуть состоятельности и финансового благополучия, а уже потом искать себе спутника или спутницу жизни. Россия долгие годы стоит в ряду стран, имеющих самые высокие уровни абортов; это действительно серьезная проблема общественного здоровья. Только по официальной статистике ежегодно в нашей стране происходит около 850 тысяч случаев искусственного прерывания беременности.
Церковь выступает за святость человеческой жизни с момента зачатия и до естественной смерти. При этом мы подчеркиваем, что для сохранения жизни нерожденных младенцев и дальнейшего снижения количества абортов необходимо не только использовать запретительные меры, но и оказывать всестороннюю поддержку одиноким беременным женщинам и молодым семьям.
В последние годы Церковь активно занимается этой проблематикой, вовлекая в орбиту своей работы неравнодушных людей, общественные организации. Следует всячески поощрять развитие совместных церковно-государственных проектов по созданию кризисных центров для беременных и малоимущих женщин с детьми. Сегодня во многих епархиях нашей Церкви созданы кризисные центры «Дом для мамы» православной службы «Милосердие», которые предназначены для беременных женщин, лишенных поддержки со стороны родных и не имеющих достаточных средств к существованию.
Говоря о возрождении церковной жизни в России, я упомянул о том, что в ряде светских вузов страны появились кафедры теологии. Не так давно состоялись первые защиты диссертаций по научной специальности «теология». Они привлекли пристальное внимание научного сообщества, в том числе нескольких биологов, которые выступили против того, чтобы теология считалась наукой наравне с биологией и физикой. Стиль и уровень аргументации этих критиков убедил членов диссертационного совета, а затем и экспертного совета по теологии (который рассматривал результаты защиты) в том, что каждый должен быть специалистом в своем деле.
Согласно решению Высшей аттестационной комиссии России теология стала новой научной специальностью. Наша работа ориентирована на обеспечение профессиональной подготовки и воспитания кадров, в том числе научных и педагогических, компетентных в вопросах религии. В связи с этим перед нами встает целый ряд задач, начиная с обеспечения качества преподавания теологии на всех уровнях образования и заканчивая определением самой стратегии развития данной отрасли науки.
Теология как самостоятельная область научного знания способна оказать действенную поддержку государству в решении важнейших стратегических задач, к числу которых относятся: воспитание достойных граждан, реализация принципов социальной справедливости и социальной солидарности в России, содействие устойчивому и безопасному развитию страны. Сегодня в условиях растущей напряжённости в международных отношениях решение этих задач жизненно необходимо.
Особую боль вызывает положение Украинской Православной Церкви, которая сталкивается с сильнейшим давлением со стороны государства, агрессией националистических экстремистских структур. Ситуация, которая сложилась в православном мире из-за антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украины, затрагивает и наших зарубежных соотечественников, поскольку на многих приходах нашей Церкви за рубежом украинцы составляют значительное число прихожан, а в некоторых и большинство.
Украинская Православная Церковь, несмотря на попытки обвинений в свой адрес в непатриотизме, а также вопреки открытой дискриминации её верующих, пренебрежительному к ним отношения, вплоть до призывов покинуть страну, сохраняет в народе свой духовный авторитет. Она по-прежнему остается в единстве с Русской Церковью перед лицом угроз со стороны как государства, так и банд националистов, поддерживающих раскольников и униатов.
Сегодня всем нам нужно крепко молиться за Украинскую Православную Церковь и помогать нашим украинским братьям и сестрам, ибо мы составляем единый церковный народ. Невозможно смириться с тем, что наше единство пытаются разрушить. Особенно скорбно от того, что действия в этом направлении осуществляет Церковь, которая именует себя «матерью» для Русской Церкви. Стремление к предоставлению автокефалии на Украине без учета мнения единственно канонической Украинской Православной Церкви, принятие в общение раскольников — руководителя самопровозглашенного «Киевского патриархата» Филарета (Денисенко) и лидера «Украинской автокефальной православной церкви» Макария (Малетича) при полном игнорировании решения епископата многомиллионной Русской Православной Церкви, «отмена» синодального акта Константинопольского Патриархата от 1686 года о включении Киевской митрополии в состав Московского Патриархата — все это говорит о том, что, к сожалению, Константинопольский Патриархат стал для нас «мачехой».
Как известно, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября текущего года было принято решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Этот шаг был вынужденным, ибо наш Священный Синод не мог принять иного решения, поскольку к этому вела вся логика последних действий Фанара.
С точки зрения Русской Православной Церкви, действия Константинопольского Патриархата на Украине являются беззаконными и канонически ничтожными. Мы их не принимаем, и соглашаться с ними не будем. Раскол остается расколом. Лидеры раскола остаются лидерами раскола, а Церковь, которая, признав раскольников, вступает с ними в общение, тем самым исключает себя из канонического поля Православной Церкви.
Сегодня верующие люди страдают не только на Украине, но и в других странах. В этой связи не могу не сказать о дискриминации и нарушениях законных прав христиан, проживающих в различных уголках мира. Так, к примеру, в Пакистане, несмотря на то, что религиозная свобода в этой стране гарантирована Конституцией, христиане подвергаются преследованиям как со стороны общества, так и со стороны государственных чиновников. Растущий экстремизм и религиозная нетерпимость на фоне бездействия правительства ведут к бегству тысяч верующих из Пакистана, где наших братьев и сестер во Христе притесняют и унижают как людей «второго сорта». Дискриминация в сфере труда проявляется в том, что последователи Христовы вынуждены выполнять самую тяжкую и грязную работу за мизерную плату. В этой стране христиане, составляющие 1,5% от общего числа населения, занимают 80% мест работников коммунальных служб.
Правозащитные организации регулярно протестуют против социальной дискриминации и издевательств полиции над христианами, которых обвиняют «в богохульстве». 2 марта 2018 года по инициативе католических и протестантских церквей Пакистана более 200 христиан собрались в знак протеста у здания Ассамблеи Пенджаба в Лахоре, требуя справедливости для двух верующих, арестованных полицией.
В Индонезии последователи Христа нередко подвергаются дискриминации со стороны чиновников городских и провинциальных администраций. Так, 7 мая нынешнего года окружной суд Тангеранга приговорил пастора Авраама Бен Мозеса к 4 годам лишения свободы и выплате штрафа в размере 3500 долларов за то, что тот рассказал мусульманскому таксисту о христианской вере.
В Индии неуклонно растет количество нападений на христиан: в прошлом году было зафиксировано 736 случаев такого рода, тогда как в 2016 году их было в два раза меньше. Увеличение агрессии вызвано враждебным отношением индуистских националистов к последователям Христа. В каждом из зафиксированных случаев верующие информировали полицию о религиозной нетерпимости, дискриминации или осквернении святых мест.
Несмотря на наличие в мире многочисленных проблем, вызовов, с которыми сталкиваются верующие, я глубоко убежден, что христианство никогда не превратится в религию прошлого. Оно окрепнет в горниле испытаний, как уже много раз бывало в истории, и для многих народов и культур вера во Христа Иисуса вновь станет путеводной звездой.
Да пребудет со всеми нами Божие благословение.
Благодарю за внимание.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru