Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Об освобождении религиозных организаций от обязательной аттестации рабочих мест

Версия для печати
4 января 2019 г. 15:17

Материал подготовлен Правовым управлением Московской Патриархии.

Принят Федеральный закон от 27.12.2018 № 553-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Согласно данному закону в часть 3 статьи 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесено дополнение, согласно которому «специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями или религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с действующим законодательством».

Напомню, что согласно разъяснению Министерства труда и социального развития России № 15-1/10/В-9106 от 29.12.2014 г. «из норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не вытекает требование неотложно проводить специальную оценку условий труда сотрудников религиозных организаций». Действительно, согласно п. 6 ст. 27 указанного Федерального закона в отношении большинства рабочих мест специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

Однако, данное разъяснение не решило имеющуюся проблему. В ряде субъектов Российской Федерации трудовые инспекции пытались привлечь религиозные общины к административной ответственности в виде штрафов в размере 80 тыс. руб. за уклонение от проведения аттестации рабочих мест, в том числе клириков и религиозного персонала.

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций и уважает их внутренние установления. Поэтому должности священнослужителей и религиозного персонала отсутствуют в едином квалификационном справочнике должностей рабочих и служащих. В свою очередь, разработка и контроль за соблюдением требований к условиям служения клириков либо условиям труда работников религиозных общин, в том числе их религиозного персонала, составляет прерогативу религиозных организаций.

Очевидно, что храмы и алтари не являются «рабочим местом», а представляют собой место молитвы и служения. Стандартизировать условия труда в культовых зданиях, например, требования к их освещенности, невозможно ввиду различия конфессиональных подходов, которые в православных храмах могут быть одни, а в мечетях или синагогах-другие.

Кроме того, большинство храмов построены в дореволюционный период и изменить условия их освещенности проблематично, в том числе ввиду определенных требований к их архитектурному облику и внутреннему убранству, установленных законодательством об охране объектов культурного наследия.

Согласно соответствующему приказу Минтруда России от 24.01.14 № 33-н в ходе аттестации рабочих мест должны быть выявлены вредные и опасные производственные факторы, такие как наличие радиоактивного излучения, наркотических средств, электромагнитных полей, вредных микроорганизмов. Возникает вопрос о том, насколько оправдан поиск вредных производственных факторов в храмах и прихрамовых зданиях? Могут ли специализированные организации, осуществляющие аттестацию рабочих мест, иметь допуск, к примеру, в алтари для поиска вредных микроогранизмов или для проверки уровня радиоактивного излучения?

Поэтому из-под требований об аттестации выведены не только места служения клириков и религиозного персонала, но также и рабочие места всех работников религиозных организаций, включая уборщиц, сторожей, бухгалтеров, инженеров и т.д.

Таким образом, оценка условий труда в религиозных организациях не может регулироваться государственным законодательством и осуществляться сторонними организациями.

Закон вступает в силу с 08.01.2019.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с подписанием Президентом РФ указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц»