Материал подготовлен Правовым управлением Московской Патриархии.
Принят Федеральный закон от 27.12.2018 № 553-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Согласно данному закону в часть 3 статьи 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесено дополнение, согласно которому «специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями или религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с действующим законодательством».
Напомню, что согласно разъяснению Министерства труда и социального развития России № 15-1/10/В-9106 от 29.12.2014 г. «из норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не вытекает требование неотложно проводить специальную оценку условий труда сотрудников религиозных организаций». Действительно, согласно п. 6 ст. 27 указанного Федерального закона в отношении большинства рабочих мест специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.
Однако, данное разъяснение не решило имеющуюся проблему. В ряде субъектов Российской Федерации трудовые инспекции пытались привлечь религиозные общины к административной ответственности в виде штрафов в размере 80 тыс. руб. за уклонение от проведения аттестации рабочих мест, в том числе клириков и религиозного персонала.
Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций и уважает их внутренние установления. Поэтому должности священнослужителей и религиозного персонала отсутствуют в едином квалификационном справочнике должностей рабочих и служащих. В свою очередь, разработка и контроль за соблюдением требований к условиям служения клириков либо условиям труда работников религиозных общин, в том числе их религиозного персонала, составляет прерогативу религиозных организаций.
Очевидно, что храмы и алтари не являются «рабочим местом», а представляют собой место молитвы и служения. Стандартизировать условия труда в культовых зданиях, например, требования к их освещенности, невозможно ввиду различия конфессиональных подходов, которые в православных храмах могут быть одни, а в мечетях или синагогах-другие.
Кроме того, большинство храмов построены в дореволюционный период и изменить условия их освещенности проблематично, в том числе ввиду определенных требований к их архитектурному облику и внутреннему убранству, установленных законодательством об охране объектов культурного наследия.
Согласно соответствующему приказу Минтруда России от 24.01.14 № 33-н в ходе аттестации рабочих мест должны быть выявлены вредные и опасные производственные факторы, такие как наличие радиоактивного излучения, наркотических средств, электромагнитных полей, вредных микроорганизмов. Возникает вопрос о том, насколько оправдан поиск вредных производственных факторов в храмах и прихрамовых зданиях? Могут ли специализированные организации, осуществляющие аттестацию рабочих мест, иметь допуск, к примеру, в алтари для поиска вредных микроогранизмов или для проверки уровня радиоактивного излучения?
Поэтому из-под требований об аттестации выведены не только места служения клириков и религиозного персонала, но также и рабочие места всех работников религиозных организаций, включая уборщиц, сторожей, бухгалтеров, инженеров и т.д.
Таким образом, оценка условий труда в религиозных организациях не может регулироваться государственным законодательством и осуществляться сторонними организациями.
Закон вступает в силу с 08.01.2019.
Патриархия.ru