29 марта 2019 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Совершенствование положений семейного законодательства в части государственной защиты ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью». В рамках парламентских слушаний обсуждались подготовленные временной комиссией Совета Федерации предложения, предусматривающие систему мер государственной защиты ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, и связанные с этим изменения семейного законодательства. Слушания были организованы комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с временной комиссией Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса РФ.
В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Верховного суда, а также научного сообщества.
По приглашению организаторов в слушаниях приняла участие представитель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Л.И. Скопина, которая представила оценку подготовленных законодательных предложений экспертами Комиссии.
Представитель Патриаршей комиссии напомнила, что в начале работы над предлагаемыми изменениями ставился ряд задач, среди которых важное место занимала необходимость обеспечить надлежащую защиту семьи и прав родителей, предельно минимизировав возможность любого необоснованного вмешательства в семейную жизнь под предлогом защиты прав детей.
Л.И. Скопина указала, что в своих оценках Патриаршая комиссия и ее эксперты опираются на позицию Церкви, выраженную Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2013 году в документе о реформе семейного права. В этом документе Архиерейский Собор отметил: «Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях».
Л.И. Скопина подчеркнула, что, с точки зрения Патриаршей комиссии, без таких веских оснований недопустимо не только отобрание детей, но и любое иное принудительное вмешательство в семейную жизнь. Права семьи и родителей должны быть в центре внимания и тогда, когда речь идет о проверке поступивших сообщений, обследовании жилищных условий семьи. Защита детей не может оправдать систематического нарушения прав семьи в целом, кроме того, любые принудительные вмешательства в жизнь семьи также причиняют детям вред, нанося им серьезные психологические и нравственные травмы.
Представитель Патриаршей комиссии сообщила участникам слушаний, что эксперты Комиссии оценили подготовленные и обсуждаемые законодательные предложения, исходя из этих критериев. К сожалению, по их мнению, предложенные меры не свободны от серьезных недостатков и рисков, не в полной мере решают задачу защиты прав семьи. Некоторые из предлагаемых изменений, по оценке экспертов, могут не улучшить, а даже ухудшить правовое положение семьи и уменьшить ее защищенность в сравнении с нынешней ситуацией. В связи с этим они нуждаются в серьезной доработке и корректировке.
В частности, по мнению экспертов Комиссии, любое принудительное вмешательство в жизнь семьи может допускаться только в ситуации, когда реальная угроза для жизни и здоровья ребенка надежно доказана, связана с действиями или незаконным бездействием его родителей (или законных представителей) и не может быть устранена иным путем. При этом всегда следует сужать до минимальных, действительно необходимых рамок даже такие, необходимые вмешательства. Реальной угрозой может считаться лишь такая ситуация, при которой не вызывает сомнений неизбежность наступления в случае оставления ребенка с родителями (иными лицами, на попечении которых он находится) негативных последствий в виде смерти, причиняющих серьезный вред здоровью ребенка телесных повреждений, стойких нарушений функций организма ребенка.
Эксперты Комиссии обратили внимание на то, что по действующему закону органы опеки и попечительства не вправе входить в жилище граждан без их согласия. Все те ситуации, в которых те или иные региональные или местные нормативные акты дают органам опеки такие полномочия, незаконны, поскольку противоречат федеральному законодательству и конституции. Нет никаких оснований расширять эти полномочия, поскольку действующее законодательство, в случае реальной опасности, дает полиции право войти в жилище без согласия граждан с целью пресечения преступления или задержания подозреваемых в его совершении. Большое количество нарушений действующих законов говорит о том, что запрет для органов опеки входить в жилище граждан без их согласия должен быть более четко сформулирован в законодательных нормах, его нарушение должно влечь за собой неизбежную ответственность.
В ситуации, когда родители не могут исполнять свои обязанности по объективным причинам, например, из-за тяжелой болезни, они должны иметь право сами временно передать свои права и обязанности по доверенности другим родственникам или друзьям семьи. Отсутствие у родителей такого права сегодня серьезно ущемляет интересы детей — скажем, если ребенок отправился на лето к бабушке или дедушке, они не могут от имени родителей и с их согласия подписывать необходимые медицинские документы, согласие на госпитализацию и т.п. Такое временное препоручение заботы о ребенке по доверенности не должно требовать вмешательства государства или специального контроля с его стороны.
Представитель Комиссии также напомнила, что эксперты в сфере защиты семьи и прав родителей уже давно говорят о необходимости закрепить в законодательстве не только презумпцию добросовестности родителей при осуществлении ими своих прав, но и презумпцию соответствия решений и действий родителей интересам ребенка. По умолчанию, когда иное надлежащим образом не доказано, все должностные лица, взаимодействующие с семьей, в том числе представители органов опеки и правоохранительных органов, социальных служб, образовательных организаций должны исходить из того, что родители действуют в интересах ребенка и их действия соответствуют этим интересам.
По мнению Комиссии, недостаточно будет введения уголовной или административной ответственности лишь за незаконное отделение детей от родителей. Такая ответственность должна наступать в случае любого незаконного или необоснованного вмешательства в семейную жизнь граждан, а также в случае сообщения заведомо ложной информации, которая повлекла или могла повлечь вмешательство в семейную жизнь.
Как сообщила представитель Комиссии, по мнению экспертов необходимо дать родителям право на бесплатную адвокатскую помощь при любом принудительном вмешательстве в семейную жизнь, в том числе при рассмотрении вопроса о лишении или ограничении родительских прав. «На сегодняшний день такое право есть у обвиняемых по уголовным преступлениям, в целях защиты невиновного от ложных обвинений и соблюдения прав обвиняемых. Соблюдение и защита прав родителей имеют не меньшее социальное значение», — отметила Л.И. Скопина.
Предполагается, что по итогам обсуждения в ходе прошедших слушаний предварительно представленные на них законодательные предложения будут доработаны и откорректированы. Представитель Патриаршей комиссии указала, что Комиссия, со своей стороны, считает крайне важным соблюдение принципа недопустимости вмешательства в семейную жизнь вне ситуации доказанной явно угрозы жизни ребенка или причинения серьезного вреда его здоровью и сможет поддержать только те законодательные изменения, которые будут последовательно воплощать этот принцип.
Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства/Патриархия.ru