В докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул: «Христианство должно определять не только внутреннее состояние человека, но и его поступки. Вот почему Церковь не может не стремиться привести творческую, общественную и частную жизнь человека в соответствие с богооткровенными истинами».
При этом владыка Кирилл отметил, что, начиная с конца 1980-х годов, Церкви было нужно стяжать опыт общественного служения в новых условиях. Для этого, особенно в условиях бурных социальных перемен и дискуссий, требовалась серьезная вероучительная основа, поэтому Юбилейный Архиерейский Собор принял Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, а Архиерейский Собор 2008 года — Основы ее учения о достоинстве, свободе и правах человека.
С 1990 по 2008 годы прошло великое множество церковно-общественных конференций, проведено немало исследований в данной области, опубликованы выработанные коллективным разумом тексты по разным темам социального богословия. Патриарший Местоблюститель напомнил, что важной площадкой для обсуждения актуальных для Церкви и общества вопросов стал Всемирный русский народный собор, Главой которого был Святейший Патриарх Алексий II.
«Слово Церкви и ее труды обращены ко всем сферам общественной жизни. Так, немалое внимание уделялась восстановлению связи религии и науки, которая была искусственно разрушена за годы государственного атеизма, претендовавшего на научный статус, —отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — Стал уходить в прошлое миф об антагонизме веры и знания. Русская Церковь открыта к диалогу с научным сообществом, и свидетельством этому стали многие совместные конференции богословов и светских ученых».
Тем не менее, как отметил Местоблюститель Патриаршего престола, развитие науки ставит перед обществом новые мировоззренческие и этические вопросы, и Церковь указывает на необходимость восстановить утраченную связь научного знания с духовными и нравственными ценностями.
«Культура — это еще одно важное измерение человеческой жизни. Распространяясь по миру, христианство бережно воспринимало культуры многих народов, видя в них проявление данного свыше творческого дара. Проповедь слова Божия всегда осуществлялась посредством культурных форм, свойственных эпохе, нации, различным общественным группам. При этом Церковь всегда стремилась сделать культуру христоцентричной, выражающей неизменные истины и ценности», — свидетельствует владыка Кирилл.
Он вновь напомнил, что для исторической России Православие стало культуросозидающей религией. И когда в годы богоборчества прямое влияние Церкви на общество было резко ограничено, литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний.
«Период между двумя Поместными Соборами стал временем стремительного развития многоразличных форм взаимодействия Церкви и мира творчества. Об этом свидетельствует рождение целого ряда крупных церковно-общественных и церковно-государственных проектов в области культуры», — отметил также Патриарший Местоблюститель.
Пресс-служба Поместного Собора