Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в канун Великой Среды в Андреевском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в канун Великой Среды в Андреевском ставропигиальном монастыре
Версия для печати
23 апреля 2019 г. 21:49

Вечером 23 апреля 2019 года, в канун Великой Среды, Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Андреевском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Замечательные поучения, с которыми Господь обратился к иерусалимлянам после торжественного входа во Святой Град, пронизаны множеством великих смыслов. Буквально каждая фраза несет в себе содержание, имеющее большое значение для нашего духовного возрастания и укрепления нас в вере.

Вот и сегодня чтение из Евангелия от Иоанна (Ин. 12:17-50) содержит слова, с которыми Христос обратился к тем, кто окружал Его в последние дни перед страданиями и смертью на кресте. Словно недоумевая, апостол Иоанн говорит: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него». И поясняет: потому что «очи их ослепли и сердца их окаменели».

Действительно, люди, поверхностно относящиеся к вере в Бога, никогда по-настоящему об этом не задумывавшиеся, нередко говорят: «Конечно, уверовали бы, если бы увидели чудо». Так вот, сегодняшнее Евангелие отвечает: кто как не иерусалимляне, иудеи, соплеменники и современники Спасителя, видели эти чудеса своими глазами? Чего только стоило воскрешение Лазаря в канун восхождения Спасителя в Иерусалим, на Голгофу! Совсем недавно силой Божественной, которую источал Иисус Назарянин, воскрес человек, — и тем не менее многие не поверили.

Что это означает для нас, для нашей собственной веры? Не нужно непременно ждать чудес, потому что, если сердце окаменело, никакие чудеса его не изменят и тем более не помогут возжечь пламень веры. Только сам человек может открыть для себя захватывающую перспективу религиозной веры, в которой перед ним открывается таинственный Божественный мир — не фикция, не мираж, а духовная реальность, которую люди и умом осознают, и сердцем чувствуют. На этом непосредственном восприятии Божественной реальности, реальности иного мира, и основаны наши религиозные убеждения, наша убежденность в бытии Бога, наша готовность быть учениками Спасителя.

Еще и еще раз следует сказать, что даже самые великие чудеса многие пытались объяснить так же, как это делали книжники и фарисеи, говорившие об Иисусе: «Он все это творит силой веельзевула, князя бесовского» (см. Мф. 12:24). Какие только ни придумывались объяснения, что свидетельствует лишь об одном: возможность верить открывается только тогда, когда сердце и разум к этому готовы. Бог не воздействует силой на наше сознание, на наше нравственное чувство до тех пор, пока мы сами не возжелаем иметь это воздействие.

Великий пост является тем самым временем, когда у нас появляется много возможностей открыть свое сердце навстречу Господу. И участие в богослужениях, и воздержание от скоромной пищи, и определенный образ жизни дают возможность дистанцироваться от окружающего мира настолько, чтобы он не разрушал наш внутренний мир. Вот почему так важно исполнять все церковные предписания в отношении поста. Не для того чтобы бездумно истязать себя, как иногда говорят люди нецерковные, но именно для того, чтобы открыть свои внутренние способности воспринимать силу Божественной благодати. И воздержание от пищи, и определенная самоизоляция от искушающих влияний мира сего, и молитва в храме помогают нам изменить свое внутреннее состояние, а значит, обрести дар Божественной благодати.

Мы с вами находимся уже на излете великопостного поприща. Каждый постился, молился в меру своих сил — кто-то, может быть, с большим дерзновением, с большей ревностью, кто-то с меньшей, — но важно хотя бы в оставшееся до Великой и Святой Пасхи время, вне зависимости от того, каким был опыт Великого поста, максимально сосредоточиться на событиях в жизни Господа и Спасителя в те самые страшные дни в древнем Иерусалиме. Сосредоточиться на Его подвиге, на Его крестной жертве и через эти события посмотреть на себя, на состояние своей души. Несомненно, этот беспристрастный взгляд поможет нам многое открыть о самих себе — то, что мы не знали и о чем даже не догадывались. Духовное самосозерцание есть непременное орудие самосовершенствования, и лучшим временем для такого воздействия на себя является время Великого поста. Пусть Господь в оставшиеся дни Страстной седмицы даст нам силу познать самих себя, даст нам способность оценить свое духовное состояние, даст нам возможность через покаяние и причащение Святых Христовых Таин приуготовить себя к встрече с радостью Христова Воскресения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы