Зампредседателя ОВЦС прот. Всеволод Чаплин полагает, что вопрос о смертной казни общество должно решать без учета какого-либо давления извне, а исходя из соображений защиты мирных граждан.
«Конечно лучше, чтобы смертной казни не было», — сказал прот. Всеволод Чаплин. «Но общество имеет право свободно решать этот вопрос, без какого-либо внешнего давления, исходя из уровня существующих угроз, уровня развития правоохранительной и судебной систем, а главное — исходя из соображений защиты мирных людей от агрессии злоумышленников», — подчеркнул отец Всеволод.
Он напомнил, что Церковь никогда не выступала с абсолютной поддержкой либо осуждением смертной казни. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что смертная казнь как особая мера наказания «признавалась в Ветхом Завете», а «указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви».
Вместе с тем, Церковь часто ходатайствовала за осужденных перед светской властью, и христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, с середины XVIII века до революции 1905 года в России смертная казнь применялась крайне редко.
Вместе с тем протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что должны жестко пресекаться попытки навязать веру или идеологию силой оружия. «Я совершенно убежден, что, когда выбор веры и образа жизни пытаются навязать вооруженной силой — ответом должна быть тюрьма или пуля», — заявил прот. Всеволод Чаплин 24 октября в Москве на встрече с журналистами стран СНГ, организованной РИА Новости. «Тот, кто оправдывает такие попытки, тоже должен сидеть в тюрьме как экстремист», — добавил он.
По словам зампредседателя ОВЦС, «борьба с терроризмом сегодня крепко связана с борьбой идей и связанных с ними социальных систем; нельзя считать, что под терроризмом — только экономические и геополитические основания». «Идеологии должны соревноваться путем воспитания и образования, путем предложения их на свободный выбор людей», — сказал отец Всеволод.
Отвечая на вопрос журналистов о православно-мусульманских отношениях, он отметил, что в РФ налажены диалог и сотрудничество между Православной Церковью и исламским сообществом, действует Межрелигиозный совет России.
«Убежден, что права, традиции, образ жизни мусульман должны уважаться, даже если они в корне противоречат мертвеющей идее безрелигиозного общества. Исламский социум в любой стране, равно как и на уровне мировой системы, должен получить право следовать своим религиозно-правовым нормам», — сказал отец Всеволод. «Но как только возникает попытка силой навязать эти нормы, ответ должен быть тоже силовой и очень жесткий», — заключил зампредседателя ОВЦС.
РИА «Новости»/Патриархия.ru