В Отделе личных коллекций Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний». Это совместный выставочный проект ГМИИ имени А.С. Пушкина и Благотворительного фонда «Частный музей Русской иконы».
На выставке представлено большое число экспонатов — более 100 икон XIV-XVI веков из таких крупнейших иконописных центров Руси, как Новгород, Псков, Ростов, Москва, Тверь, Рязань, а также с Русского Севера и ряда городов Поволжья — Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. Больше половины представленных икон будут впервые показаны зрителям.
Хронологические рамки выставки объясняются тем, что XIV-XVI века — это время расцвета русской иконописи. Иконы, написанные в этот период, всегда были гордостью любой коллекции. Их особо ценили знатоки и любители древней живописи.
Широк и разнообразен состав самих коллекционеров, владельцев крупных собраний иконописи. Это М.Ю. Абрамов, Н.А. Воробьев, М.Е. Елизаветин, В.М. Момот и другие. Некоторые из них, принимавшие участие в знаменитой московской выставке 1974 года, — маститые знатоки и собиратели, другие, напротив, относятся к новому поколению коллекционеров. Но всех отличает высокий профессиональный уровень собирания, реставрации, изучения и публикации своих памятников.
К выставке благотворительный фонд «Частный музей Русской иконы» издал каталог, благодаря которому опубликованные работы войдут в историю русского искусства и научный оборот.
Инициатива проведения выставки «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний» принадлежит открывшемуся три года назад в Москве первому Частному музею Русской иконы, уже хорошо известному благодаря крупным выставочным проектам.
Совершившееся благодаря энтузиазму частных лиц в начале XX века открытие русской иконы как произведения искусства сделало ее предметом широкого собирательства, породив в начале века настоящий иконный бум. Первыми подлинными ценителями и знатоками иконы были русские меценаты: к началу XX в. относится создание крупных иконных коллекций, многие из которых были доступны для осмотра и даже названы их владельцами «музеями русской иконописи». В первую очередь это И.С. Остроухов, С.П. Рябушинский, А.В. Морозов и П.М. Третьяков в Москве, а также Н.П. Лихачев в Санкт-Петербурге. Эти собрания вскоре пополнили крупнейшие музеи страны.
Судьба частных коллекций в Советской России была драматичной: лишь немногие из них дошли до нашего времени, большая часть бесследно исчезла.
Спасением икон из заброшенных и закрытых церквей провинциальной глубинки специалисты начали заниматься сразу после революции. Еще в 1918 году, под руководством Игоря Эммануиловича Грабаря и Николая Николаевича Померанцева, был организован поиск икон Андрея Рублева. Вновь интерес к иконам возник после второй мировой войны, в связи с обращением к героическим образам Александра Невского и Александра Суворова. Такие крупные музеи, как Третьяковская галерея, Русский музей, а затем и Музей Андрея Рублева, открытый в 1960 году к 600-летию великого русского иконописца, отправляли одну за другой экспедиции по самым отдаленным и недоступным уголкам страны. За сотрудниками музеев в 1960–80-е годы последовали коллекционеры-любители, в основном, представители творческой интеллигенции — художники, реставраторы, писатели, высоко ценившие искусство русской иконы. Сотни древних памятников, обреченных на неминуемую гибель, были спасены и реставрированы, что требовало в те годы немалого мужества. Поэтому выставка посвящена и благородному делу всех поколений собирателей.
Эта выставка продолжает традицию двух предыдущих знаменательных событий XX века. Одним из них стала первая в истории России выставка произведений древнерусской живописи из частных собраний, проведенная в Москве в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых, которая стала подлинным триумфом русской иконы. Вторым событием стала первая за весь послереволюционный период в Советском Союзе выставка «Древнерусская живопись: Новые открытия из частных собраний», которая состоялась в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в 1974 году по инициативе Савелия Васильевича Ямщикова. Она также имела огромный успех у зрителей.
Сайт Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина/Патриархия.ru