Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Два взгляда на новый праздник

Версия для печати
4 ноября 2005 г. 10:40

Этой осенью в стране широко отмечаются два события, имеющие отношение к славному российскому прошлому. Это 625-летие Куликовского сражения и освобождение Москвы в 1612 году воинами ополчения Минина и Пожарского.

Вопрос об исключительной значимости для судеб Отечества Куликовской битвы сегодня некоторыми подвергается сомнению. Чем же выделяется это сражение среди других многочисленных и славных побед русского оружия? Тем, что при другом ее исходе, России на карте бы не было. Мамай шел в смертельный для Руси поход, и планировал полностью разделить русские земли между своими туменями и литовскими союзниками Орды. Русским на своей земле места не оставалось. Была ли возможна победа на Куликовом поле без объединения всех сил Руси? Безусловно, нет. И это единение состоялось.

Впервые отмечаемый в этом году День народного единства празднуется 4 ноября. Этот праздник непривычен, многие пока не понимают значение этого праздника 4 ноября 1612 года. Что произошло в этот день? Если абстрагироваться от деталей обсуждаемой темы и обратить внимание на ее суть, то мы поймем, что это не просто день освобождения России от оккупации ее польско-литовскими интервентами, но день единения российского народа для защиты своего Отечества. Достоин ли этот повод того, чтобы день 4 ноября стал праздничной датой? Не оказывается ли от это ущемлена какая-то часть многомиллионного российского народа? Ведь речь идет о нашей общей судьбе и о нашей общей земле.

Интересно узнать мнение о новом празднике людей, представляющих разные сферы общества. В небольших интервью, которые мы предлагаем вашему вниманию, на вопросы о смысле праздника (и не только о нем) отвечают представитель Церкви епископ Якутский и Ленский Зосима и политик, председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Плигин Владимир Николаевич.

Епископ Якутский и Ленский Зосима: 7 НОЯБРЯ РАЗДЕЛЯЕТ ОБЩЕСТВО, А НОВЫЙ ПРАЗДНИК МОЖЕТ ЕГО ОБЪЕДИНИТЬ

— Ваше Преосвященство, чем, по Вашему мнению, вызвано введение нового праздника 4 ноября?

В данном случае можно говорить о смещении акцентов, благодаря которому был избран новый день — 4 ноября. Дело в том, что праздник, олицетворяемый днем 7 ноября, воспринимается в обществе далеко не однозначно. Часть общества воспринимает эти традиции и парады положительно и это связано у людей с их внутренними убеждениями. Другая часть общества, особенно молодежь, совершенно не воспринимает 7 ноября, поскольку у нее другие ценности.

Но не случайно праздник 7 ноября называли Днем примирения и согласия. Церковь в данном случае выступает со следующей позиции: если 7 ноября вызывает столько разногласий и раздоров с ним связанных, то разумную инициативу по поводу переноса дня празднования следует поддержать. 4 ноября — праздник Казанской иконы Божией Матери и его было предложено объявить днем народного, общенационального единства.

Почему общенационального? Потому что если мы посмотрим на нашу историю, то увидим, что Матерь Божия через свой Казанский образ не раз помогала преодолеть многие серьезные опасности в истории нашей страны через объединение. Эта икона стала хоругвью нашего объединения и спасения в Смутное время начала XVII века и в трудные годы Великой Отечественной войны. Казанская икона Божией Матери стала знамением милости Божией и Царицы Небесной к людям России.

Когда мы вспоминаем начало XVII века — Смутное время, захват Кремля, польско-литовскую интервенцию, которая поставила перед русским народом вопрос о самой возможности существования нашего государства, мы вспоминаем и то, что ополчение Минина и Пожарского пришло для спасения Москвы с иконой Божией Матери Казанской. И русские люди увидели в победе ополчения над врагом знамение милости Царицы Небесной. И если Россия — дом Пресвятой Богородицы, то для нас будет естественным выбирать днем согласия и примирения праздник особо почитаемой православной святыни. Тем более, что в момент освобождения Кремля от врагов наше ополчение состояло и из православных, и из мусульман, из людей многих других национальностей, имеющих свои религиозные убеждения. Этот факт говорит в пользу идеи сделать день 4 ноября общенациональным праздником.

Так ведь и было до революции, мы не устанавливаем новые даты, а вспоминаем традиции, производим если хотите некую обратную ревизию нашей истории. Имея сейчас на руках многие страшные документы из раскрытых в последнее время архивов, мы, естественно, хотим с надеждой смотреть на будущее. И если день 7 ноября разделяет общество, то у нас есть надежда, что 4 ноября, день Казанской Божией Матери, День согласия и примирения, его объединит.

Владыка, в последние дни активно поднимался вопрос по поводу захоронения тела Ульянова-Ленина и переносе некрополя, расположенного у кремлевской стены в более подобающее ему место. Как Вы оцениваете эту проблему?

Для Руси Кремль был не только большой крепостью, где спасались окрестные жители во время набегов неприятеля. Он всегда воспринимался и его строителями и всем народом как нечто большее. Кремль не был красным, все было побелено белой краской и воспринимался он, как Небесный Иерусалим. И как у Небесного Иерусалима, у города святых могут быть могилы людей, которые боролись с Церковью и разрушали саму эту идею. Мы сейчас говорим о Дне согласия и примирения, а он может наступить только тогда, когда мы восстановим историческую справедливость и снимем звезды с башен Кремля, вернув туда символы нашей государственности. Мы должны восстановить царские гербы не потому что это красиво или некрасиво, а потому что это исторически верно. В сознании русских людей строящийся Кремль с самого начала воспринимался, как особое место, поэтому некоторые из башен посвящалась тому или иному святому.

И безусловно, было бы более правильно предать захоронению тело Ленина, тем более, что он сам, как говорят, завещал похоронить себя на Волковском кладбище в Петербурге. И со временем это все равно произойдет. Потому что в нашем русском понимании это нетрадиционно, это нарушение всего и вся.

Председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Плигин Владимир Николаевич: Я ПОЛАГАЮ, ЧТО ЭТОТ ПРАЗДНИК ИМЕЕТ РЕАЛЬНЫЙ ШАНС СТАТЬ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫМ

— Уважаемый Владимир Николаевич, с этого года 7 ноября уже не красный день календаря. Ему на смену пришел другой праздник — впервые отмечаемый День народного единства. В последние годы 7 ноября называлось Днем примирения и согласия, но у большинства людей этот праздник по-прежнему ассоциировался с годовщиной революции. Появление нового праздника вызвало споры в обществе. Как вы оцениваете тот факт, что новый праздник все-таки утвержден?

— Действительно, замена празднования годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции на День согласия и примирения, а теперь — народного единства, вызвала в обществе неоднозначную реакцию. Она и не могла быть однозначной. Слава Богу, еще живы поколения людей, юность и сознательная жизнь которых прошла с праздником Великой Октябрьской Социалистической революции. Ожидать от них автоматического одобрения всякого нововведения нельзя. Поэтому, государственная власть, которая предложила такого рода изменения, пошла, конечно же, на серьезный политический риск быть не понятой и не принятой в этом вопросе.

Однако, то, что это случилось, с моей точки зрения, действительно важно. Два термина «Согласие» и «Примирение» употреблены в контексте исторической ретроспективы — «День согласия и примирения», но в тоже время оба термина имеют огромное значение и для настоящего этапа развития общества.

Важно даже не столько согласие и примирение применительно к историческому прошлому, сколько важно то, чтобы в сознание внедрились два эти термина применительно к сегодняшним взаимоотношениям в обществе, между различными слоями и группами общества, этническими, национальными и религиозными общностями. Только наличие такого рода согласия между ними служит основой надежды на сохранение государства и продолжение российской государственности.

— Считаете ли Вы, что День народного единства имеет шанс стать поистине общенациональным праздником?

Я полагаю, что этот праздник имеет реальный шанс стать общенациональным праздником. Здесь, кстати, многое зависит от традиционных российских конфессий. Именно религия всегда предлагала моральные ценности. Глубокая вера служила основой морали, а мораль служила основой права. Поэтому, если традиционные конфессии поддерживают этот праздник, то он имеет реальный шанс стать общенациональным.

— Смогут ли события достаточно отдаленного прошлого страны стать близкими современным гражданам России и чему они могут научить?

Надо понимать, что события отдаленного прошлого становятся частью жизни, если образ этих событий в духовном плане приемлем для наших современников. И поэтому задача элит общества, хотя я не очень люблю это слово, понять природу и объяснить эти события понятным и, если угодно, человеческим языком. И через эту понятность события далекого прошлого могут не только стать действительно близкими современным людям, но и научить гордости за историю своей страны, что является исключительно важным. И через эту гордость за историю страны выйти и на другую категорию, которую мы частично начали утрачивать — признание значимости наших национальных российских интересов.

— Как Вы оцениваете идею предания земле тела В.И. Ленина, идеолога и одного из организаторов кровавых событий 1917 и последующих годов, а также перемещения некрополя, расположенного у кремлевской стены в более подходящее место?

— Владимир Ленин несомненно является одной из ключевых фигур в истории XX века, оказавших решающее влияние на дальнейшее развитие человечества. Такого рода фигур единицы. Возможно, положив начало реализации в нашей стране идеи, которая как совместима, так и не совместима с природой человека, он подтолкнул развитие человечества в «гуманном направлении», хотя это «подталкивание» произошло ценою крови многих и многих миллионов людей в нашей страны.

Как и всякая крупная историческая фигура, Ленин не может быть оценен однозначно. Его поступки должны быть привязаны к тому историческому фону и к тем событиям, которые происходили в начале XX века в России. Поэтому я бы не увязывал проблему придания тела земле и проблему оценку личности Ленина.

Я считаю, что тело Ленина должно быть предано земле и, думаю, что с этим согласны практически все люди России включая и пожилых людей, с которыми я разговаривал. Это будет глубоко морально с точки зрения любых религиозных воззрений, которые исповедаются в нашей стране.

— Владимир Николаевич, рассматривается ли Госдумой возможность переименования тех улиц, площадей, населенных пунктов, которые носят имена печально известных деятелей «красного террора»? Считаете ли Вы справедливой идею сторонников сохранения советских названий, которые говорят, что это тоже часть истории?

— Изменение названий происходило не раз. Многие улицы, площади и населенные пункты уже переименованы. Тем не менее, остается еще немало объектов, которые должны быть переименованы. Но, я хотел бы, чтобы мы ушли от переписывания истории и не скатывались к поиску новых «ведьм», а двигались в сторону того, с чего мы начали беседу — поиска народного единства.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

«Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…». Жизнь и исповеднический подвиг архиепископа Даниила (Троицкого). К 90-летию преставления

Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Воспитание нравственных ценностей и суверенитет государства

Вера должна быть осознанной

Гуманитарный центр Таганрога доставил в местные ПВР помощь. Информационная сводка о помощи беженцам (на 14 ноября 2023 года)

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей