Город Тула до учреждения в нем епархии. Учреждение Тульской епархии в 1799 году.
Тула — один из древнейших городов России. Как город Тула упоминается в летописях, относящихся к 1147 году. Есть несколько версий о происхождении слова «Тула». По одной из них, название города связывают с именем татарской царицы Тайдулы, жены хана Ченибека, которая владела городом в середине XIV века. Этой версии придерживался Н.М. Карамзин. Владимир Даль, объясняя в своем словаре слово «Тула», пишет: «Тула — скрытное, недоступное место, затулье, притулье для защиты, приюта или для заточенья. С этим может быть в связи названье города». При движении на Москву татарских орд Тула находилась на их пути и раньше других городов принимала на себя их удары, являясь для Москвы некоторой защитой. Возможно также, что город стал называться Тулой от названия реки Тулицы, в устье которой в конце ХI или в начале ХII века был построен дубовый острог (городище) для воинской стражи. Этот острог стал называться Тулой.
Самыми древними обитателями Тульского края были народности финно-угорской языковой семьи и народ славянского племени вятичей. Племя вятичей селилось на территориях, занимаемых ныне Тульской, Калужской, Орловской и южной частью Московской областей.
В конце ХI века черниговские князья покорили вятичей. С начала XII столетия началось просвещение вятичей христианской верой. Одним из просветителей вятичей был преподобный Кукша, инок Киево-Печерского монастыря, принявший мученическую кончину в начале XII века. Просвещение вятичей происходило постепенно и очень медленно — так, в городе Мценске язычество было распространено вплоть до XV века.
Находясь на пути к Москве, Тула неоднократно подвергалась нашествиям татаро-монгол, претерпевала погромы, опустошения и разорения от орд хана Батыя (1237-1238), Тимура (1348), Мамая (1380), полчища которого разбил святой благоверный князь Димитрий Донской в битве на Куликовом поле, Тохтамыша (1383), Ахмата (1472), Мурзы Туказана (1517), Девлет-Гирея (1552 и 1571-71).
Столь опасное положение города заставило московских князей сделать Тулу укрепленным пунктом. В 1509 году по приказу князя Василия Иоанновича была заложена новая крепость. В 1514 году внутри деревянной крепости был заложен каменный кремль. Строительные работы завершились в 1521 году. Кремль строился по подобию московского кремля и сохранился до наших дней. В 1552 году Тула выдержала страшную осаду крымских татар, напавших под предводительством хана Девлет-Гирея. В Предтеченском монастыре у храма в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, воздвигнутого туляками в благодарность Господу за спасение и победу, были погребены все павшие в жестокой битве 21-22 июня 1552 года.
В 1708 году Тула была приписана к Московской губернии, в 1719 году сделана провинциальным городом той же губернии, а в 1777 году, после открытия Тульского наместничества, сделана главным городом этого наместничества. В 1797 году Тульское наместничество было переименовано в губернию, а центром этой губернии стал город Тула.
В церковном отношении край вятичей по принятии ими христианства был подчинен управлению черниговских епископов, именовавшихся «Черниговскими и Рязанскими».
В 1261 году митрополитом Кириллом была учреждена Сарайская епархия, которая с ослаблением ханской власти была перенесена епископом Вассианом около 1460 года в Москву и получила название Крутицкой. В ведении этой епархии с 1350 года находилась западная часть Тульской губернии с городами: Новосилью, Одоевым, Белевом и Чернью. Другая часть тульских городов в течение 415 лет (с 1207 по 1622 год) входила в ведение рязанских архиереев. Такое разделение городов Тульского края между Рязанской и Крутицкой епархиями окончательно утвердил святой митрополит Алексий около 1360 года, отдав Рязанской епархии земли по левому, а Крутицкой епархии — по правому берегу реки Дона. Таким образом, Тула, Венёв и другие города, кроме Алексина, принадлежавшего Московской митрополии, и Каширы, принадлежавшей Коломенской епархии, оказались в зависимости от Рязанской епархии, что было согласно с границами гражданского управления, по которым почти вся северо-восточная часть тульской области принадлежала тогда Рязанскому княжеству.
В 1622 году Патриарх Московский Филарет перевел города будущей Тульской губернии: Алексин, Тулу, Дедилов, Гремячев и Епифань к Коломенской епархии, к которой исстари принадлежала Старая Кашира, находившаяся на Московской стороне — левом берегу реки Оки, отчего епископы Коломенские со времени учреждения до упразднения Коломенской епархии именовались Коломенскими и Каширскими. Каширский же уезд, находившийся на тульской стороне — правом берегу реки Оки, принадлежал Рязанской кафедре. Определением Московского Собора 1674 года он был отдан Коломенской епархии, а взамен были возвращены Рязанской кафедре города Гремячев и Епифань с их уездами. Тогда же в Коломенскую епархию из Рязанской был переведен г. Венёв, а в Рязанскую из Коломенской — г. Богородицк, построенный в 1622 году, о правах на который в 1675 году между Коломенской и Рязанской епархиями был спор.
В 1682 году Патриарх Иоаким предполагал, отделив Тулу от Коломны, учредить в Туле, а также в Белеве и Кашире новые архиерейские кафедры, с подчинением их Московскому Патриаршему престолу, но из-за смерти царя Феодора Алексеевича и случившегося тогда же стрелецкого бунта намерение Патриарха не смогло осуществиться.
В 1777 году было открыто Тульское наместничество, в состав которого вошли города, до этого времени принадлежавшие разным губерниям: Тула, Алексин, Белёв, Венёв, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк и оставленные безуездными — Дедилов и Гремячев. В 1788 году, согласно указу императрицы Екатерины II, данному 6 мая Святейшему Синоду с целью приведения делений границ епархий по возможности в соответствии с границами губерний, велено было: 1) Крутицкой епархии не быть, а Калужскую губернию присоединить к Московской; 2) по окончании войны учредить архиерейский дом в Туле, наместничество Тульское числить к епархии Коломенской, именуя епископа ее, новопоставленного Афанасия Иванова, Коломенским и Тульским. При епископе Афанасии Коломенская семинария получила высшую квалификацию в науках философии и богословии.
В 1797 году Тульское наместничество было преобразовано в губернию.
Мысль Екатерины II об учреждении в Туле самостоятельной архиерейской кафедры была осуществлена в правление императора Павла I. Указом от 31 июля 1799 года он повелел Cвятейшему Синоду: «Вообще по всем епархиям распределить ведомство каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий, для большего единообразия, переменить по званию тех губерний, в коих кафедры их состоят». Вследствие этого указа Синод составил доклад о перемещении, переименовании и учреждении новых архиерейских кафедр, сообразно пределам губерний. По этому докладу надлежало епископу Коломенскому, в ведомстве которого состояли все церкви тульской губернии, а также часть Московской и Рязанской, с отчислением сих последних по своим епархиям, заведовать только церквами Тульской губернии и саму кафедру перенести в г. Тулу, в Предтечев монастырь, который обратить в архиерейский дом, епископов новой кафедры именовать Тульскими и Белевскими. 16 октября доклад этот был утвержден, а 19 декабря указом Святейшего Синода предписано было епископу Коломенскому Мефодию, чтобы он отправил из Коломенской консистории дела, относящиеся до церквей, отшедших от его епархии, и, сделав опись собору, зданиям и церквам коломенского архиерейского дома, сдал их настоятелю Голутвина монастыря, а сам, взявши необходимую для архиерейского сана ризницу, утварь и домовое имущество, а также певчих и потребных служителей архиерейского дома, проследовал в г. Тулу, куда должна была быть переведена семинария и консистория.
Преосвященный Мефодий, по получении им указа 31 декабря 1799 года, написал резолюцию как уже первый Тульский епископ, который определил состав консисторского присутствия. Все члены бывшей Коломенской консистории по причине перехода их в ведомство Московской епархии заменены были духовенством Тульской епархии.
5 февраля 1800 года преосвященный Мефодий со всем своим штатом двинулся в Тулу (по другим источникам, датой 5 февраля отмечается прибытие в Тулу дел консистории, библиотеки, семинарского имущества и пр.). Из Коломны в Тулу взято служащих 40 человек по разным специальностям и 26 человек певчих архиерейского хора.
8 февраля преосвященный Мефодий прибыл в Тулу. При звоне колоколов, при восторженной встрече городского духовенства и населения, редко видевшего у себя архиереев, епископ Мефодий проследовал в Предтеченский монастырь, а в первый по прибытии воскресный день, 12 февраля, преосвященный Мефодий со всем духовенством города совершил крестный ход из Предтеченского монастыря в Успенский кафедральный собор, где совершил Божественную литургию и благодарственный молебен Господу Богу. На молебне были возглашены обычные многолетия, в том числе первому архипастырю новой Тульской епархии и всей его пастве.
Тульская епархия в XIX-XX веках
На протяжении XIX века в Тульской епархии были созданы, кроме духовной семинарии, четыре духовных училища: в Туле — на 170 воспитанников, в Белеве — на 320, в Новосиле обучались 400, в Веневе — 200 учеников. Всех воспитанников в духовных училищах епархии насчитывалось до 2250 человек.
При храмах Тулы и губернии в течение почти 120 лет были открыты и успешно функционировали более 1500 церковно-приходских школ и школ грамоты. При церквях было открыто более 516 библиотек. Примечательно, что первая в русской провинции публичная библиотека была открыта именно в Туле при Старо-Никитской церкви.
В 1903 году при Александро-Невском храме были организованы внебогослужебные беседы для прихожан. Такие беседы успешно проводились впоследствии и при других храмах.
При Николо-Часовенской церкви было создано и активно действовало одно из первых в России обществ трезвости. Впоследствии его отделения появились при многих храмах Тулы и губернии.
В 1884 году при Архиерейском подворье открывается первый историко-краеведческий музей России «Палата древностей», действовавший на протяжении 34 лет. Его основателем, хранителем и руководителем все эти годы являлся Николай Иванович Троицкий — выпускник Тульской семинарии, крупный краевед, ученый, историк, писатель. Экспонаты «Палаты древностей» стали основой коллекции созданного в советское время областного краеведческого музея.
В Тульской епархии на церковные средства содержались 9 больниц на 119 коек и 38 богаделен на 300 человек. Были широко развиты и постоянно поддерживались традиции жертвования средств на строительство храмов и церковные нужды. Имена бескорыстных жертвователей, благотворителей — Макарухина, Мусатова, Баташовых, Кучина, Ваныкина, Буслаева, Кузовлева, митрополита Сергия (Ляпидевского) — навсегда сохранятся в истории епархии.
В Туле в XIX веке были созданы прекрасные творения зодчих, замечательные духовные, архитектурные и исторические памятники: Казанский и Спасо-Преображенский соборы, Успенская церковь женского монастыря, храм преподобного Сергия Радонежского, приют Трухиной, Петровская богадельня и церковь Димитрия Солунского. На строительство этих сооружений всегда находились средства бескорыстных благотворителей-туляков. Было создано множество церковно-приходских попечительств для помощи нуждающимся прихожанам.
К 1917 году число храмов и часовен в Тульской епархии составляло 1089. В самой Туле с ее 130-тысячным населением было 3 собора — Успенский, Богоявленский и Спасо-Преображенский и 68 храмов и домовых церквей (при семинарии, больницах, приютах, учебных заведениях, заводах и фабриках).
Тульская епархия может гордиться своими архипастырями — аскетами в быту, строгими владыками по отношению к нерадивым исполнителям святых канонов, любящими пастырями для прихожан, инициативными организаторами открытия новых храмов, обителей. Среди них первый тульский епископ Мефодий (Смирнов); Дамаскин (Россов), руководивший епархией почти 30 лет; Димитрий (Муретов); Никандр (Покровский), более 33 лет возглавлявший Тульскую кафедру; Питирим (Окнов), впоследствии митрополит Санкт-Петербургский; Иувеналий (Масловский), священномученик, расстрелянный при советской власти.
За годы советской власти все монастыри и почти все храмы на территории епархии были закрыты, большинство из них разрушено. Большая часть духовных, исторических и культурных ценностей были конфискованы. В Туле были снесены Казанский, Спасо-Преображенский, Сретенский (Ново-Никитский) и другие храмы. Уничтожена являвшаяся архитектурной доминантой города колокольня Успенского собора кремля, как и большинство других колоколен.
В 90-е годы при митрополите Тульском и Белевском Серапионе (Фадееве) (1933-1999) на тульской земле началось возрождение Православия. К тому времени на территории области действовали всего 32 храма, из них четыре в Туле.
При владыке Серапионе в епархии было 89 действующих церквей, 15 из них в Туле. Практически во всех храмах Тулы и области шли реставрация, обновление и ремонт. Приобрели первоначальный вид храмы Сергия Радонежского и Вознесения в Заречье, Щегловский монастырь, Благовещенская церковь и Успенский собор в кремле.
Заботами владыки Серапиона воссозданы Щегловская обитель в Туле и Жабынская пустынь под Белевом. Были открыты два новых монастыря — Свято-Успенский в Новомосковске и Свято-Казанский в селе Колюпаново Алексинского района.
Одним из лучших учебных заведений области стала Православная классическая гимназия, которую возглавил митрофорный протоиерей Лев Махно. Возрождены «Тульские епархиальные ведомости» (1862-1927, с 1990). На радио созданы постоянные православные передачи, передачи и сюжеты проходят и по областному телевидению.
При владыке Серапионе усилилась борьба с сектанством. В епархии создан отдел катехизации и филиал московского центра реабилитации жертв тоталитарных сект, организованы курсы по подготовке катехизаторов и учителей воскресных школ.
Во многих храмах проходят постоянные внебогослужебные духовные беседы, на которые собирается большое количество прихожан. При храме Сергия Радонежского действует Православное молодежное движение, при котором открыты воскресная школа для детей, духовное отделение музыкальной школы, православная группа детского сада. Каждое лето создаются молодежный и детский лагеря.
В 1998 году викарием епархии стал епископ Богородицкий Кирилл (Наконечный; сейчас архиепископ Ярославский и Ростовский). Владыка Кирилл возглавил епархию в 2000 году. 7 октября 2002 г. постановлением Священного Синода епископ Кирилл переведен на Ярославскую кафедру, управляющим Тульской епархией назначен архиепископ Астанайский Алексий.
Традиционными стали Никольские и Рождественские чтения, в которых наряду с тульскими пастырями принимают участие ученые и преподаватели православных учебных заведений Москвы. Доброй традицией стало проведение организованных епархией праздничных концертов в областной филармонии. Впервые за 80 лет по городам епархии прошли организованные и возглавляемые епископом Кириллом крестные ходы.
Куликово поле
Интерес к памятникам Куликова поля возникает в первой четверти XIX в. Первым исследователем Куликова поля стал С.Д. Нечаев — декабрист, поэт, деятель образования и просвещения, краевед. Нечаев целенаправленно собирал находки с места сражения и на основе своей коллекции создал частный музей из двух залов, в которых экспонировались предметы вооружения с поля битвы. С.Д. Нечаев предпринял натурные исследования места сражения и попытался увязать ход битвы с реальной местностью. Сохранились сведения по крайней мере о шести других коллекциях находок с Куликова поля этого времени. К 20-м гг. XIX в. относится и первая попытка мемориализации Куликовской битвы. По инициативе отца и сына Нечаевых тульский губернатор В.Ф. Васильев в 1820 г. выступил с ходатайством перед императором Александром I о создании памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Только спустя 15 лет, в 1836 г., император Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска А.П. Брюллова. 8 сентября 1850 г. памятник был торжественно открыт в присутствии губернатора, представителей дворянства, духовенства и множества крестьян.
К 500-летнему юбилею, в 1865-1894 гг., в с. Монастырщина на легендарном месте захоронений воинов, павших во время сражения, возводится каменный храм во имя Рождества Богородицы, одновременно рядом была возведена приходская школа.
При большом стечении народа 8 сентября 1880 г. , в день 500-летия битвы, рядом с памятником Дмитрию Донскому на Куликовом поле после панихиды состоялся военный парад с артиллерийским салютом. Празднование юбилея побудило ученых вновь обратиться к древностям Куликова поля.
Известный тульский ученый и общественный деятель Н.И. Троицкий совершил три поездки на Куликово поле в 80-х гг. XIX в. с целью изучения древностей в районе р. Непрядвы. К началу XX в. среди тульского духовенства возникает мысль о постройке храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Создание проекта храма было поручено архитектору А.В. Щусеву, завершившему работу в 1911 г. Храм строился четыре года (1913-1917). Окончанию строительства помешали события ноября 1917 г. и гражданская война.
Новым рубежом в истории Куликова поля становится постановление советского правительства «О подготовке празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы». Перед юбилеем была произведена реставрация храмов Сергия Радонежского на Красном холме и Рождества Богородицы в с. Монастырщина, памятника Дмитрию Донскому, закончены работы по благоустройству мемориала на Красном холме. Под руководством специалистов Государственного Исторического музея в храме Сергия Радонежского была создана музейная экспозиция, посвященная Куликовской битве. В центре поля сражения местными лесхозами были осуществлены лесные посадки у Зеленой Дубравы.
Постановлением Правительства РФ в 1996 г. на Куликовом поле был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».
В 2005 году проходило празднования 625-летия Куликовской битвы. Проведение праздничных мероприятий благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Торжества прошли в Москве, Московской области, Тульской области и других регионах.
21 сентября 2005 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в день 625-летия Куликовской битвы, Святейший Патриарх Алексий II возглавил торжественные богослужения в храме прп. Сергия Радонежского на Красном Холме Куликова поля. Это был третий визит Патриарха Алексия в Тульскую епархию и на Куликово поле. Первая поездка Его Святейшества на место исторического сражения состоялась в 1991 г., вторая — в 2001 г.
Собор Тульских святых
Празднование Собора Тульских святых было установлено по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1987 году. День праздника — 5 октября.
Современное положение епархии
В Тульской епархии 9 монастырей — 5 мужских (Свято-Успенский, Свято-Введенский Макариевский, Богородичный Щегловский, Рождества Богородицы Анастасовский, Спасо-Преображенский) и 4 женских (Свято-Казанский, Богородице-Рождественский, Свято-Казанский, Свято-Никольский).
При Тульском епархиальном управлении действуют отделы: миссионерский, по религиозному образованию и катехизации, по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органам, по благотворительности и социальному служению, по делам молодежи, по сбору материалов о подвижниках веры и благочестия Тульского края, по связям с прессой, по взаимодействию с Департаментом образования и управлением образования г. Тулы, реставрационно-строительный отдел, паломнический центр.
В г. Тула находится Тульская духовная семинария. Духовная школа была образована вместе с епархией в 1799 году. В середине XIX века в ней уже обучались до 800 воспитанников. Из ее стен вышли 22 иерарха (5 митрополитов и 17 епископов) и около 40 видных деятелей русского Православия.
Тульская епархия осуществляет миссионерскую и просветительскую деятельность. Духовенство епархии активно сотрудничает с администрацией области. При Миссионерском центре епархии открыта городская общедоступная православная библиотека и действует православный киноклуб. Также сотрудники Миссионерского отдела готовят специальный восьмиполосный православный выпуск ежедневной областной газеты «Новотульский металлург».
В 2001 году при участии епархии в составе гуманитарного факультета Тульского государственного университета была открыта кафедра теологии.
Тульская епархия в 2008 году
По состоянию на 2008 г. в Тульской епархии:
- приходов: 146
- духовенство: 231 священник, 25 диаконов
- монастырей: 9 (5 мужских и 4 женских)
- воскресных школ: 71 (2000 человек)
- приходских библиотек: 76.
Наиболее важные события епархиальной жизни:
В рамках проведения с 28 февраля по 4 марта 2008 г. областных Рождественских чтений «Православные ценности и современное образование» подписано Соглашение о сотрудничестве между администрацией Тульской области и Тульской епархией в деле духовно-нравственного воспитания граждан, проживающих на территории Тульской области.
16 мая прошли очередные Хомяковские чтения.
С 11 по 13 мая в епархии пребывал ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского.
По территории епархии прошли два крестных хода «Иерусалим-Москва» и «Ростов-на-Дону — Москва».
С 19 по 21 сентября прошел IV Всероссийский историко-патриотический детско-юношеский сбор «Не меркнет слава поля Куликова». Также прошли праздничные мероприятия, посвященные 628-летию Куликовской битвы. Традицией стало проведение на Куликовом поле Дня России 12 июня.
Духовенство епархии организовало сбор гуманитарной помощи людям, пострадавшим в результате военных действий в Южной Осетии.
Во второй половине года прошли собрания духовенства в благочиниях под председательством правящего архиерея, а так же съезд наместников и настоятельниц епархиальных монастырей. Обсуждались вопросы, рассмотренные Архиерейским Собором и вопросы внутриепархиальной жизни.
Решением Священного Синода от 15 апреля 2008 г. открыт Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Белеве.
Клирики епархии духовно окормляют 15 (из 23) больниц г.Тулы, в 7 больницах имеются храмы, в 9 медицинских учреждениях — молитвенные комнаты. Действует сестричество милосердия (52 человека). Проводятся духовные беседы с больными, раздается литература.
Епархиальный социальный отдел и приходы епархии опекают 53 социальных детских учреждения. За каждым закреплен священнослужитель и сестра милосердия (всего детских домов, интернатов и прочих учреждений — 73). Взято на попечение 29 многодетных семей, оказывается помощь 17 семьям, имеющим детей-инвалидов.
Тульскую духовную семинарию в 2008 году окончили 15 человек. На стационарном отделении обучается 27 человек. Преподавательский состав 41 человек.
Епархиальные катехизаторские курсы выпустили в 2008 г. 35 человек.
Действует Тульская православная классическая гимназия.
Благодаря проводимой работе со СМИ, областное телевидение не выпускает в эфир сектантские и антиправославные передачи. 13 лет действует Тульское православное молодежное движение. Открыт епархиальный Миссионерский центр, в котором есть лекционный зал, проводятся миссионерские мероприятия, круглые столы, конференции, беседы, выставки, располагается служба реабилитации жертв тоталитарных сект и православная видеостудия «Свет», осуществляется показ фильмов.
Под патронаж и духовное окормление Миссионерского отдела взято тульское отделение Православного корпуса общероссийского молодежного движения «Наши».
Ведется активная противосектантская работа, в том числе, через СМИ. Третий год успешно действует антисектантский сайт sektainfo.ru.
Управляющий епархией архиепископ Тульский и Белевский Алексий (Кутепов Андрей Николаевич)
Родился 10 мая 1953 г. в Москве в семье рабочего. В 1970 г. окончил среднюю школу и поступил на химический факультет МГПУ им. Ленина. В 1972 г., оставив институт, поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1975 г. 15 февраля 1975 г. рукоположен во диакона, 22 июня — во иерея, назначен настоятелем Знаменского кафедрального собора г. Иркутска, секретарем епископа Иркутского и Читинского Серапиона (Фадеева) и благочинным I и II Иркутских благочиний.
7 сентября 1975 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан игумена, 20 ноября — в сан архимандрита.
В 1979 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.
В мае 1980 г. назначен секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского, настоятелем кафедрального Успенского собора г. Владимира и благочинным Владимирского и Муромского благочиний. 27 марта 1984 г. назначен наместником Троице-Сергиевой лавры.
С 20 октября 1988 г. по 20 июля 1990 г. председатель Хозяйственного управления Московского Патриархата.
1 декабря 1988 г. хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, 30 декабря возведен в сан архиепископа. 20 июля 1990 г. назначен на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру, с 31 января 1991 г. архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский, с 31 марта 1999 г. — Астанайский и Алма-Атинский.
Определением Священного Синода от 7 октября 2002 г. переведен на Тульскую и Белевскую кафедру.
Архиепископ Алексий является ректором Тульской духовной семинарии.