13 и 14 апреля 2021 года в Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой благоверный князь Александр Невский: опыт изучения и сохранения культурно-исторического наследия».
Организаторы форума — Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» и Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (НИМ РАХ).
Первый день конференции прошел в Музее академии художеств, второй — в Исаакиевском соборе. Участников приветствовали директор НИМ РАХ Алексей Мудров и директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров.
В рамках мероприятия выступил Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова.
Прозвучали доклады о личности благоверного великого князя Александра, его житии, родственных связях. Ряд сообщений был посвящен честным мощам святого: истории их перенесения в Санкт-Петербург, вскрытию в советское время, возвращению Церкви. Многие доклады были посвящены иконографии святого князя, а также истории посвященных ему храмов в городах России и мира: Санкт-Петербурге, Москве, Таллине, Варшаве, Париже, Иерусалиме.
Руководитель иконописной мастерской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко в выступлении «Иконография святого Александра Невского. Новое прочтение» представил свою монографию «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI в.». Он отметил, что иконография святого князя многообразна, что нетипично для изображений святых в русской иконе. «Пять веков народная память средствами изобразительного искусства создавала духовный портрет любимого национального героя, — отметил докладчик. — Каждый исторический рубеж вносил в соборный труд предшествующих поколений новую идейную характеристику, дополняющую вневременной духовный образ исторического деятеля Руси и одного из самых почитаемых святых. В результате непрерывного творческого процесса образовался беспрецедентный иконографический феномен — многообразная иконография святого Александра Невского», — подчеркнул Дмитрий Мироненко. Докладчик рассмотрел основные иконографические типы изображений благоверного князя, сформировавшиеся в разные эпохи под воздействием различных факторов: преподобнический, княжеский, императорский и воинский.
Помощник наместника Лавры по реставрации и сохранению культурного наследия Алексей Одинцов в сообщении «Музеефикация комплекса Александро-Невской лавры. Проекты и последствия (на примере Феодоровской церкви)» рассказал об истории строительства церкви благоверного князя Феодора Новгородского, организации в нижнем храме усыпальницы, о разорении храма в советское время и продолжающихся восстановительных работах.
Открывая второй день конференции, директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров отметил, что в ее рамках будет представлено новое издание музея «Воин. Миротворец. Молитвенник», посвященное святому князю Александру Невскому. Планируется открытие фотовыставки, которая сначала пройдет в Санкт-Петербурге, а потом и в других городах. Фотовыставка будет посвящена экспонатам из фонда музея и другим музейным объектам: приделу святого Александра Невского в Исаакиевском соборе, единичным иконам в храме Спаса на Крови и Сампсониевском соборе. Иконы Сампсониевского собора входят в музейный фонд, при этом храм передан Церкви. Среди авторов фотографий — известные петербургский фотографы Евгений Мохорев, Стас Чабуткин и другие.
Генеральный директор объединения «СтройПроект» Татьяна Афанасьева в сообщении «У стен Александро-Невской лавры: Перспективы развития академического кампуса на Монастырском острове» рассказала о планах развития территории Санкт-Петербургской духовной академии. После 1917 года территория претерпела изменения, в настоящее время не все здания принадлежат академии. Территория деградирует, на ней много заброшенных зон, утрачены логистические связи между корпусами. Докладчица представила схему диссонирующей застройки, на которой были отмечены внецерковные объекты, многочисленные заборы. В планах реконструкции — сделать эту зону максимально открытой для горожан и удобной для преподавателей и студентов. Планируется восстановление всех трех храмов духовной академии.
Старший научный сотрудник Русского музея Вера Пудова рассказала о Страстном цикле художника Николая Кошелева в храме благоверного великого князя Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме. Это подворье создавалось для Императорского православного палестинского общества (ИППО). На картинах Александра Кошелева изображены конкретные места в Иерусалиме, их легко узнать. Недавно подворье открылось после ремонта, картины отреставрированы.
Сотрудник Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Вадим Сазонов рассказал об истории создания памятника Александру Невскому в Усть-Ижоре работы скульптора Владимира Горевого.
Настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых протоиерей Александр Сорокин выступил с докладом «Нижний храм Феодоровского собора в Санкт-Петербурге, посвященный святому Александру Невскому». Докладчик кратко рассказал об истории собора, Феодоровской иконе Божией Матери. Архитектор собора Степан Кричинский известен как яркий представитель модерна. Разрабатывая проект храма, он цитировал образцы русского храмового зодчества, в том числе и эпохи святого благоверного Александра Невского. Собор был освящен в год празднования 300-летия Дома Романовых, но действовал только верхний храм Феодоровской иконы Божией Матери. Нижний храм, который планировалось посвятить святым Александру Невскому и Марии Магдалине, небесным покровителям императора Александра III и императрицы Марии Феодоровны, так и не было устроен. Когда началось восстановление собора после десятилетий разрушения (здание в советское время занимал молокозавод), фрески и иконы для нижнего храма писал известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Примечательно, что он написал образ святого великого князя в одежде схимника — этот иконографический тип в течение нескольких столетий оказался забытым. Собор — памятник архитектуры федерального значения, но, поскольку нижний храм до 1917 года отделан не был, это давало относительную свободу при его восстановлении. Интерьер нижнего храма многим кажется неожиданным: в нем, например, отсутствует привычный иконостас, который заменяет невысокая алтарная преграда. Так строили храмы в первые века христианства. Сохранился журнал строительного комитета за 1917 год, из которого следует, что нижний храм собирались строить в домонгольском стиле. Можно сказать, что пожелание строителей храма, высказанное более ста лет назад, исполнено.
Председатель Псковского отделения ИППО Владислав Туманов в сообщении «Прославление образа Александра Невского на Псковской земле» рассказал о восстановлении храма благоверного великого князя Александра Невского в Пскове. В свое время строительство благословил Святейший Патриарх Алексий II. Храм был восстановлен в 1995 году.
Начальник отдела учета фондов ГМП «Исаакиевский собор» Юлия Ушкова рассказала об уникальных янтарных изображениях святого Александра Невского, выполненных художником Александром Крыловым. Одно из них — икона, которую высоко оценил наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, посетивший выставку «Гимн солнечному камню» в ризнице храма Спаса на Крови. Художник создал также бюст святого князя из янтаря; использованы природный жемчуг, слоновая кость, различные камни.
Сотрудница ГМП «Исаакиевский собор» Вероника Хорина рассказала о предложениях архитектора Ивана Штрома по строительству храма на месте смертельного ранения императора Александра II — это самый первый проект храма.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru