1 мая 2022 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Сидоренко) во епископа Актюбинского и Кызылординского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Игнатия на служение.
Преосвященный епископ Игнатий!
Христос Воскресе!
Днесь, когда всякая тварь веселится и радуется (канон Пасхи), совершилась твоя личная Пятидесятница: Дух Божественный, благий и правый (канон 6-го гласа в неделю утра на полунощнице), говоривший через пророков, зримо сошедший когда-то на апостолов, укреплявший мучеников, ныне почил и на тебе чрез возложение рук епископов и по молитвам Церкви. Коснувшись Своим дуновением, сей Дух возвысил тебя над земным, окрылил и укрепил (степенна 6-го гласа), дабы возложенная на тебя ответственность стала не тяжким грузом, а легким бременем Христовым.
Тебе предстоит сопрягать два разных на первый взгляд делания: с одной стороны, ты как монах должен удаляться от мира, с другой — как епископ — надзирать за развитием епархиальной жизни, вникать в проблемы людей, быть доступным и открытым для них. Однако эти направления только кажутся трудно совместимыми: вспомни наставления святых подвижников, сумевших с помощью Божией жить на земле небесно, в мире премирно (акафист прп. Алексию, человеку Божию). Если ты будешь уклоняться от слышания душевредного, от участия в пустых разговорах, от чрезмерного и не всегда нужного погружения в виртуальную реальность, которое становится болезнью нынешнего века, будешь благоговейно соблюдать традиции Церкви в молитвенном делании, вдохновлять людей жить по заповедям и побуждать их преодолевать секулярное влияние современности, это и будет твоим отречением от мира. И совершенно не обязательно уходить за какие-то стены или жить в пещере, чтобы таким образом отойти от мирских забот. Все сказанное выше применимо к архиерейскому служению, потому что архиерей принадлежит и миру, потому что несет проповедь слова Божия миру, но одновременно он и не от мира сего, потому что образ жизни, образ мыслей, молитва, служение — все это не присутствует в окружающем нас мире, но является уделом тех, кто особым образом посвятил себя Богу. Такое отречение никак не помешает тебе внимательно относиться к нуждам духовенства и прихожан, заботиться о всестороннем развитии вверенного тебе удела Божия и следить, чтобы в нем все было благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40).
По слову преподобного Иоанна Лествичника, «свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков — монашеское житие» (Лествица. Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей), свет же и радование ангелов — Сам Господь (канон 1-го гласа в понедельник утра). Значит, совершая монашеское делание, живя в ангельском чине, ты становишься проводником Божиего света, уподобляешься лучу Солнца правды, согревающему и озаряющему сердца людей.
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8), учит нас апостол Павел в Послании к Евреям, и Его слова для верующего человека всегда актуальны, даже если кажутся светскому обществу немодными, устаревшими, малопонятными. Сейчас очень популярна жизнь напоказ, когда сотни, тысячи людей знают практически о каждом действии, о проблемах и предпочтениях человека. При таком образе жизни, конечно, уже трудно войти в клеть свою (Мф. 6:6), трудно отвратить очи и не видеть суеты (Пс. 118:37). Потому что человек, даже не пребывая физически в суете, виртуально погружает себя в страшную суету. Ты же будь тверд по отношению к вызовам современной жизни и к различным соблазнам, помни о своем высоком призвании и неленостно совершай свое служение. Да будут твои мысли и дела нацелены только на угождение Богу: лишь Его одобрения ищи, с Ним Одним делись самым важным, дабы враг праведных не смог подкопать и украсть у тебя сокровище духовное, но нашел душу твою непорочной и вооруженной (седален 1-го гласа во вторник утра).
Укрепляясь частым служением Божественной литургии и усердным исполнением молитвенного правила, памятуй о святых угодниках Божиих, которые обращали людей ко Господу не только проповедью, но и любовью, и добрым отношением, и смело совершай свои труды. Старайся подавать клиру и пастве пример в стяжании страха Божия, учи их бояться не людей, но Создателя. Для этого будь для них не грозным владыкой, а справедливым и благоразумным в строгости отцом, не своевольным хозяином, а милосердным и мудрым наставником, не гордым властелином, а чутким и заботливым архиереем, умеющим слышать и понимать обращающихся к тебе.
В отношении страха расскажу тебе что-то из своей личной жизни. Мой дед-исповедник прошел множество тюрем — кажется, больше сорока — и семь ссылок. Прошел не потому, что был преступником, а потому что боролся с обновленчеством, отстаивал веру Христову. Уже в конце своей долгой жизни он принял священный сан, служил в Башкирии, в каком-то отдаленном поселке в горах, а когда уже все силы вышли, вернулся в дом, где была еще в силе его матушка, моя бабушка. И вот он занемог и пожелал встретиться со мной. Я приехал к нему, и вот этот человек, прошедший тюрьмы, лагеря, ссылки, почти не видевший радостей в своей жизни, дал мне наставление, с которым я иду по жизни. Он мне сказал: «Никогда ничего не бойся! Бойся только Бога». Вот я хотел бы и тебе передать эти слова. Наши человеческие страхи — от суеты, от маловерия, от слабости; и эти страхи очень часто угнетают человека, мешают ему жить полной духовной жизнью. Поэтому пусть твоя жизнь будет свободна от человеческих страхов, но наполнена страхом Божиим.
Все годы твоего пастырского делания, которое ты совершаешь без малого четверть века, связаны с землей Казахстана, и ты хорошо знаком со спецификой этого региона. Вот уже 150 лет в нем гармонично сосуществуют Православие и ислам, поэтому особое внимание тебе нужно будет уделять поддержанию и укреплению межрелигиозного мира, развитию добрых отношений с представителями традиционных религий, в данном случае ислама.
Будь добрым соработником главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру. Стань также достойным продолжателем трудов архиепископа Антония, который долгое время заботился об утверждении Православия на земле Северного Казахстана, отдавая силы развитию церковной жизни, строительству новых храмов и умножению православных общин.
Решением Священноначалия тебе поручено управление новообразованной Актюбинской епархией. Надеюсь, что немалый опыт пастырского служения, а также преподавательской деятельности и работы с молодежью, который ты имеешь, станет для тебя хорошим подспорьем в предстоящих нелегких трудах. Укрепляясь помощью Господа, неустанно развивай епархиальную жизнь, уделяй внимание катехизаторской деятельности и организации социального служения, оказывай всяческую поддержку соотечественникам. Приложи все силы к тому, чтобы вверенный тебе удел Божий стал нивой благоплодной: засей ее семенем Слова, да израстит она колос спасения надежды и веры, которым питается всякая душа (канон 8-го гласа в пяток утра). Помни, что именно ты в ответе за то, чтобы внимающие тебе люди стремились исполнять заповедь любви, желая приобрести Христа, и Царствие Его, и божественная оная, яже око не виде, ниже ухо когда слыша (стихиры в субботу сырную на утрене).
Гряди же на новое высокое служение и, приняв сей жезл, благослови народ Божий, молившийся ныне с нами о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси