23 мая 2022 года на открытии XXX Международных образовательных чтений в Гербовом фойе Государственного Кремлевского дворца были представлены работы факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Выставка, приуроченная к 30-летию университета и образованию факультета церковных художеств, собрала самые значительные дипломные работы трех факультетских кафедр — иконописи, церковного шитья, монументального искусства. Как отметил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, вкус к хорошей иконописи — это не только результат полученных знаний, умений и навыков: «Обязательно нужен талант и готовность к жертвенному служению церковному искусству».
Возвышенная духовность, разнообразие стилей, сложные техники и интересные композиционные решения — выставка стала своеобразным путеводителем по современным и традиционным подходам к созданию иконописного образа. Так, многофигурная композиция иконы «Святые новомученики российские», разработанная преподавателями кафедры иконописи, отражает московский спокойный и мягкий стиль. Список иконы, представленной на выставке, выполнен для Князь-Владимирского храма Московского епархиального дома М.О. Глебовой, доцентом кафедры иконописи и членом Московского союза художников. Она является одним из авторов разработки иконографии этой иконы. На выставке также можно увидеть иконы, написанные дипломницами М.О. Глебовой: «Психосострия» (Душеспасительница), работа Ротарь Елизаветы, и «Вмч. Георгий» Степановой Надежды. Икона Богоматери особенно поражает монументальностью и проникновенностью образа, виртуозностью исполнения ликов. Икона вмч. Георгия — это оригинальность композиции, лаконичность и мастерство исполнения, красота посеребренного лепного левкаса, технология исполнения которого была разработана самой дипломницей. Икона святого князя Владимира, написанная Еленой Митряшиной, ученицей заведующей кафедры иконописи, доцента Е.Д. Шеко, отличается энергичным и праздничным колоритом. Великолепные мозаики — копии знаменитых шедевров византийского искусства — выполнены студентами в художественной мастерской С.В. Васютиной, старшего преподавателя кафедры монументального искусства ПСТГУ, члена-корреспондента Российской академии художеств.
Представленные на выставке образы и экспонаты вызвали живой интерес участников юбилейных Образовательных чтений, приехавших из всех регионов нашей страны. Один из гостей выставки — протоиерей Иоанн Ермилов, настоятель нового храма в честь Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове г. Москвы, отметил, что работы выпускников ФЦХ служат примером профессионального и при этом традиционного церковного искусства: «Я человек придирчивый — у меня и дед был иконописцем, и жена занимается иконописью. Образцами модернизма в иконописи мы уже пресытились».
Другой посетитель выставки — протоиерей Сергий Королев, настоятель храма Преображения Господня, приехал на чтения из Томской области вместе с учениками своей воскресной школы. Отец Сергий отметил, что экспонаты выставки оставили очень глубокое впечатление: «Увидев мозаики, мы даже сразу не поняли, что это современное искусство — так по-древнему великолепно они исполнены». Отец Сергий надеется, что две его внучки продолжат свое художественное обучение в ПСТГУ.
Так как среди гостей выставки было немало потенциальных абитуриентов, их родителей и наставников, представлявшие выставку преподаватели факультета церковных художеств познакомили собравшихся с тем, как проходит обучение художественным специальностям в Свято-Тихоновском университете, рассказали о работе творческих мастерских, о профессиональных перспективах выпускников, а также проконсультировали молодых людей, как подготовиться к вступительным испытаниям.
Декан факультета церковных художеств протоиерей Александр Салтыков рассказал об истории становления факультета. Отметив, что оно совершалось одновременно с возрождением церковно-изобразительного искусства и расцветом религиозной жизни в России, отец Александр подчеркнул: «Главная задача изображения церковного художника — изображение вечного. Общение с вечным — это цель искусства в православном понимании, а само занятие церковным искусством стимулирует духовное искание. Искусство живет от сердца к сердцу и рождает любовь». Отец Александр добавил, что поступающим на факультет церковных художеств молодым людям важно иметь духовный опыт, тогда обучение обязательно принесет хорошие плоды.
Заместитель заведующего кафедрой монументальной живописи профессор И.Ю. Самолыго отметил, что задача церковного художника — не только имитировать древнее искусство, но и создавать на основе традиции новые, глубокие и одухотворенные образцы: «Чтобы художник научился понимать древнее искусство, важно научить видеть его, как оно устроено, из чего оно вырастает, почему именно такой язык выбрала Церковь для изображения евангельского сюжета или изображения святых». Факультет церковных художеств старается научить этому своих студентов.
По словам А.Ю. Лебедевой, заведующей кафедрой церковного шитья, необходимые качества мастерицы церковного шитья — терпение, усидчивость, дисциплинированность, а также готовность всегда совершенствовать профессиональные навыки. Впрочем, речь идет не только о мастерицах, но и о мастерах: «Сейчас у нас учится юноша, и многим студенткам можно поучиться, с каким вниманием и почти археологической экспертизой он подходит к своей работе. Этому не стоит удивляться, ведь в древности церковной вышивкой занимались в монастырях "рукодельные" мужчины». Искусство церковной вышивки сегодня не только востребовано, но и переживает настоящее возрождение: Анна Юрьевна сказала о планируемом открытии на кафедре церковного шитья нового направления «Реставрация церковного облачения» — уникальной программы подготовки специалистов реставрации богослужебного облачения на базе высшего образования.
Л.Г. Гачева, старший преподаватель кафедры монументального искусства, доцент, член Московского союза художников, руководитель Художественных мастерских ПСТГУ, объяснила высокий общественный интерес к этой выставке естественным стремлением человека прикоснуться к подлинным глубоким церковным образам: «В искусстве форма — это и есть ее содержание. Если образ прекрасно написан, прочувствован и продуман, он притягивает к себе, становится молитвенным. Важно, что представленные на выставке произведения не только являют собой высокохудожественные образцы, но имеют и богослужебное бытование».
Особенно радостным для преподавателей факультета было встретить на выставке своих выпускников, художников-иконописцев. Одна из них, Кристина Зуева, автор представленной на выставке иконы Патриарха Тихона, говорит, что «университет был всегда вторым домом». Эту мысль поддержала и Наталья Эрнест, выпускница ФЦХ, а ныне преподаватель иконописи в Алексеевской пустыни: «У нас была очень дружная мастерская у Екатерины Дмитриевны Шеко. Мы чувствовали себя большой семьей и продолжаем общаться».
Выставка в Кремле не только показала замечательные плоды 30-летней работы факультета церковных художеств, но и стала полноценной встречей — факультета со своими выпускниками и абитуриентами, а гостей выставки — с подлинным церковным искусством.
Как предполагается, выставка будет открыта до Всероссийского выпускного бала в Кремле 25 июня.
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru