Подходит к завершению работа над пятиярусным иконостасом главного собора Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде.
Иконописцы монастырской мастерской сейчас пишут иконы для последнего ряда иконостаса — праотеческого. По словам руководителя мастерской Александра Корнилова, к престольному празднику обители — Благовещению Пресвятой Богородицы, 8 из 16 икон займут свое место в праотеческом ряду. К лету будут написаны оставшиеся иконы праотеческого чина.
Роспись иконостаса ведется уже 10 лет, за это время сменилась не одна бригада мастеров. Многие из тех, кто начинал писать иконы, сейчас уже священники, а также известные в Нижнем Новгороде иконописцы. Александр Корнилов — единственный иконописец, который работает и руководит мастерской монастыря со дня ее основания. Сегодня под руководством Корнилова трудятся трое учеников, уже вполне самостоятельных мастера.
Иконостас Благовещенского собора выполнен в каноне древнерусского письма. По словам руководителя мастерской, они не стали повторять дореволюционный иконостас, который был выполнен в барочно-фряжском стиле с лепниной и золотом, а вернулись к его изначальному древнерусскому варианту. «Мы пошли по пути воссоздания русcкого иконостаса ХVII века: тябла (несущие конструкции иконостаса) скромные, с небольшим количеством византийской резьбы, а основное место отводится иконе. Таким образом, мы хотели сохранить единство архитектуры и письма», — подчеркнул иконописец.
Праотеческий ряд, завершающий пятиярусный иконостас Благовещенского собора, — самый сложный для написания. Во-первых, он нетрадиционный, поскольку редко встречается в храмах и имеет мало аналогов, во-вторых, количество икон в нем обычно не превышает пяти-шести. Праотеческий же чин иконостаса Благовещенского собора насчитывает 16 икон. Перед написанием большинства икон этого чина иконописцами была проделана большая исследовательская работа. Поскольку образцов икон праотцов очень мало, некоторые иконы приходилось писать не с репродукции, а по справочнику — описанию подлинника (канона), где содержится краткая словесная характеристика каждого библейского героя. В особенности это коснулось икон праотцов Иова Многострадального, Исаака, Вениамина, Иосифа, сына Иакова, и Иосифа Обручника — самых редких в русской иконографии.
Настоящий иконостас, по словам А. Корнилова, — это серьезная работа. Его можно сделать за 2 года, а можно за 10 лет. Поначалу роспись иконостаса Благовещенского собора шла медленно. Первые иконы (местного ряда) писались долго и тяжело. Нелегко иконописцам дался праздничный ряд, поскольку иконы праздников — небольшие по объему, но глубоки по своему богословскому содержанию. Затем, когда мастерства у иконописцев прибавилось, иконы стали писаться быстрее, и вот сегодня масштабная работа по написанию иконостаса почти завершена.
Сайт Нижегородской епархии/Патриархия.ru