26 января 2023 года в здании Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции при московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове состоялось заседание круглого стола по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви.
Заседание в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений прошло под председательством архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана, члена Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. В роли модератора круглого стола выступил руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии протоиерей Иоанн Миролюбов.
Во встрече впервые приняли участие почти все священнослужители российских старообрядных приходов Русской Православной Церкви.
В ходе заседания были обсуждены вопросы современного бытия старообрядных приходов Русской Православной Церкви, их взаимодействия, издательской деятельности, регистрации самих приходов и созданных собственных приходских СМИ. Длительное обсуждение заняло принятие резолюции круглого стола, окончательный текст которой в результате был одобрен единогласно.
В резолюции, в частности, отмечается:
«Участники круглого стола по проблемам старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви, собравшего духовенство и представителей крупнейших общин, выражают свою озабоченность негативными тенденциями, проявившимися в истекшем году в некоторых немногочисленных общинах и заключающихся в попытках популяризации идей изоляционизма и собственной исключительности, что ведет к внутренней разобщенности и в принципе противно Евангельскому учению. Самозванные общества на своих интернет-ресурсах культивируют негативное отношение к принятым в Русской Православной Церкви богослужебным книгам, обрядам и церковной утвари, отрицая тем самым решения Поместных Соборов и дискредитируя перед лицом всей Церкви сообщество ее старообрядных (единоверческих) приходов. Попытка разделения старообрядных приходов по мере истовости в сохранении старины ведет к разрушению одного из основополагающих принципов Единоверия — признанию равночестности и равноспасительности старого и нового церковных обрядов.
Всем прихожанам старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви и всем ревнителям русской церковной старины напоминаем, что пользование интернет-ресурсами может быть не только душеполезно, но и способно нанести серьезный духовный вред. Последнее относится прежде всего к анонимным и безответственным сайтам, не имеющим благословения Священноначалия и не относящимся ни к одному из церковных приходов. Большой духовный вред могут принести себе и другим лицам те из христиан, кто позволяет себе высказываться по церковным и вероучительным вопросам скрывая свои подлинные имя и фамилию, прикрываясь псевдоименами, не позволяющими идентифицировать личность. В нынешнее время необходимо с крайней осторожностью относиться к таким ресурсам и авторам.
Нас не может не настораживать желание игнорировать положения Устава Русской Православной Церкви. Этот Устав допускает образование по определенной процедуре при приходах братств и сестричеств (см. главу 17 Устава РПЦ). Постановлениями Церкви предусмотрено и образование всевозможных православных (включая, разумеется, и единоверческие) общественных организаций, для чего необходимо соответствующим образом обратиться в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ (журнал Священного Синода Русской Православной Церкви № 165 от 27 декабря 2011 года). Попытки ухода от духовного руководства и ответственности за слова и действия не только вызывают настороженность православной паствы, но и в принципе несовместимы со званием христианина и члена Святой Церкви».
Важной темой стала также проблематика миссионерской деятельности старообрядных (единоверческих) приходов. Было отмечено, что стремление старообрядцев к церковному единению стало весьма заметным и широким явлением задолго до появления Правил единоверия (1800). В редакции митрополита Московского Платона (Левшина) эти Правила превратили изначальный смысл единоверия, заключающийся в признании дореформенного и послереформенного обрядов равночестными и равноспасительными, в откровенно миссионерский проект, имеющий одностороннюю направленность. А поскольку осуществлялся этот проект в XIX столетии зачастую методами правового и даже силового принуждения, это оставило в сознании старообрядцев недобрую память, непреодоленную до сих пор. Сама идея существования единоверия предполагает стремление к церковному единству и преодолению раскола XVII века, но осуществляться это стремление должно исходя из реалий сегодняшнего времени, путем диалога, духовных советов в доброжелательном духе, а не методами прозелитизма или распространения противораскольнических сочинений более чем столетней давности, которые не выдерживают критики современной исторической науки.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru