Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2023 года

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2023 года
Версия для печати
31 мая 2023 г. 21:02

31 мая 2023 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил двенадцатую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Перед началом церемонии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас — участников торжественной церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Отрадно, что каждая наша встреча становится поводом для серьезного разговора об отечественной культуре, о путях развития русской словесности и тех духовно-нравственных ценностях, которые ее сформировали и поныне определяют своеобразие нашей литературы.

Продолжая добрую традицию подобных совместных размышлений, хотел бы подчеркнуть символичность времени, в которое проводится церемония избрания и награждения лауреатов нашей литературной премии. А проходит эта церемония обычно в период между днем памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия — святых покровителей премии, и днем рождения Александра Сергеевича Пушкина, с чьим именем связывают формирование современного языка, начало расцвета русской поэзии и всей русской литературы в целом.

Эти две даты символически обозначают важнейшие вехи в истории русской культуры. Миссионерские труды Солунских братьев, стоявших у истоков славянской письменности, открыли нашему народу богатство христианской веры, приобщили их к свету евангельской истины. Творчество же Пушкина знаменует новый этап в развитии русской литературы, вошедший в историю как «золотой век» отечественной словесности.

Итак, с одной стороны — создание славянской письменности, с другой — расцвет русской литературы. Между этими событиями практически тысяча лет. Разумеется, они не были заполнены вакуумом. Русская литература родилась вовсе не в XVIII-XIX веках, она возникла «не вдруг» и выросла не одиноким деревом в чистом поле. Более того, скажу сейчас несколько дерзновенную мысль: то, что предшествовало так называемому «золотому веку», что подготовило его и сделало возможным появление литературных шедевров Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Островского и других гениальных русских писателей, поэтов и драматургов, стяжавших общемировую известность, было не менее важно, а в чем-то, быть может, даже более весомо и значительно для самой русской культуры.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, уподобляя культуру «горному леднику, движущемуся медленно, но необычайно мощно», настаивал на том, что в корне неверны представления о том, «будто литература только "питается" жизнью, "отражая" действительность, прямолинейно стремится ее исправить». Напротив, отмечал Лихачев, «литература в огромной мере самодостаточна. Питаясь во многом за счет ею же самою созданных тем и образов, она бесспорно влияет на окружающий мир и даже формирует его»1.

На протяжении столетий наша литература насыщалась христианскими образами и символами, питала народную жизнь верой, формировала национальные идеалы. Думаю, не будет преувеличением сказать, что внимание к человеку, к его душе и движениям сердца — все то, в чем так преуспела русская литература, что составляет ее характерную особенность и определяет огромный вклад в общемировую культуру, — во многом произрастает из тех ценностных установок, на которые ориентировалась литература предшествующих эпох.

Вот взять, скажем, жития святых. Поистине «излюбленное чтение наших предков», — свидетельствовал Георгий Петрович Федотов2, исследовавший феномен древнерусской религиозности. Можно сказать, что истории о жизни и подвигах святых были своего рода художественной литературой того времени, но только литературой, основанной, как мы бы сказали сейчас, на реальных событиях. О большой популярности этого жанра словесности — не только среди монахов, но и среди мирян, заказывавших себе житийные сборники, — говорит и огромное число3 дошедших до нас списков и редакций ряда житий.

В чем же был секрет такой распространенности подобных произведений? Яркие рассказы о подвижниках — о тех, кто делом явил свою верность Богу, — производили сильнейшее впечатление на людей, вдохновляли их и давали решимость жить по-христиански. Примеры святых, «их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки», как об этом замечательно писал Федотов4. Сонм угодников Божиих, которых породила русская земля, — самое убедительное тому подтверждение.

Если позволите, что-то расскажу из своей личной истории. Как вы знаете, я родился и воспитывался в глубоко религиозной семье, и жития святых были у нас практически каждодневным чтением. Нам не читали сказки, нам читали жития святых, и я вспоминаю то душевное состояние, которое складывалось под влиянием этих повествований, особенно когда речь шла о мучениках, об исповедниках, о тех, кто жизнь свою положил за Христа.

Действительно, жития святых — это совершенно особый жанр церковной словесности. Порою людям кажется, что святость — это что-то далекое, нереальное, что святые подвижники были раньше, во время оно, а сейчас этого вовсе нет. Однако проблема, безусловно, не в людях. «Многие приступают ко Господу — немногие решаются последовать Ему. Многие читают Евангелие, услаждаются, восхищаются высотою и святостью учения его, — немногие решаются направить поведение свое по правилам, которые законополагает Евангелие». Так писал святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся иерарх Русской Православной Церкви XIX века, сокрушаясь о духовной немощи христиан. К сожалению, его слова справедливы и по сей день. Приступая ко Господу, мы должны вооружиться не только верой, но и решимостью следовать за Ним.

Что же можно сделать, чтобы преодолеть дефицит этой решимости? Прежде всего нужны яркие примеры. Как известно, слова назидают — примеры влекут, и это аксиома. Литература может помочь решить эту важнейшую духовную задачу: используя доступные ей художественные средства, она способна убеждать, вдохновлять и побуждать. Задача литературы сегодня — убрать зазор между эпохами и убедительно показать, что христианская святость — это не что-то недоступное, не предания старины глубокой, как порою ошибочно думают некоторые люди и тем самым оправдывают свои немощи. Ведь у нас есть не только опыт древних подвижников благочестия, но и удивительные примеры новомучеников и исповедников XX века, о которых необходимо рассказывать современникам. Они близки к нам, это почти наши современники, и потому опыт их жизни, их религиозный опыт и, конечно, пережитые ими страдания и мученическая смерть не могут не вдохновлять нас, укрепляя нашу веру и нашу готовности следовать за Христом даже по самым трудным жизненным путям.

Подлинная русская литература в основе своей христианская. Свидетельство тому — и произведения лауреатов и номинантов прошлых лет и этого сезона.

Нынешний 2023-й год объявлен Годом русского языка, а также Годом педагога и наставника. Хотел бы выразить надежду на то, что вручение Патриаршей литературной премии также станет важным вкладом в развитие русской словесности и воспитание подрастающего поколения, ведь литература во многом формирует мир человека, особенно мир ребенка.

Известный отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский, 200 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, понимал и старался5 донести до других, что знания сами по себе не сделают человека хорошим, не поменяют его к лучшему — для этого нужно воспитание. «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело»6. Действительно, прочитанное должно проходить через собственный анализ, через собственную оценку, и лишь тогда то, что было почерпнуто из чтения, становится частью нашей культуры и влияет на формирование нашей личности.

Добрые, качественные книги на русском языке, с христианским нравственным содержанием, сегодня особенно востребованы на новых российских территориях. Знаю, что люди спрашивают их в библиотеках. В течение долгого времени такие книги, к сожалению, вытеснялись и заменялись, мягко говоря, сомнительными изданиями. Сегодня очень важно, чтобы на эти земли вновь пришла настоящая литература, чтобы современные дети, подростки, молодежь росли и взрослели именно на ней. Поэтому всегда очень радуюсь, когда узнаю, что на территорию Донбасса, Луганска и Запорожья отправляются большие партии книг.

Сегодня здесь собрались авторы, которые творят литературу глубокую, нравственную, отзывающуюся в сердцах людей самыми добрыми чувствами и побуждающую к серьезным духовным размышлениям. Хотел бы выразить всем вам свою искреннюю признательность за труды, способствующие христианскому воспитанию и просвещению наших современников. Это дает надежду, что русская литература, а вместе с ней и русская культура в целом будут развиваться в правильном направлении. Дай Бог, чтобы мощный горный ледник нашей словесности, продолжая свое неослабное движение вперед, творчески осмыслял опыт предшествующих эпох и созидал настоящую культуру, основанную на непреходящих духовно-нравственных ценностях, ведь в конечном счете, как верно отмечал Лихачев, именно «культура — это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа»7.

Призываю на всех вас и на ваши труды благословение Божие и желаю дальнейших успехов на литературном поприще. Благодарю за внимание.


1 Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 15.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 29.

Нередко до 200 и более (см.: Чёрная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2008).

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. С. 27.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Ч. I // Брянчанинов Игнатий, святитель . Собрание соч.: в 7 т. Т. I. М.: Терирем, 2011. С. 90.

Ушинский К.Д. Воскресные школы (Письмо в провинцию) // Ушинский К.Д. Русская школа. М: Институт русской цивилизации, 2015. С. 324.

7 Лихачев Д.С. Культура как целостная среда. С. 9.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с годовщиной интронизации

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 10-летия вещания радио «Вера»

Патриаршее поздравление и.о. председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации иерею Владиславу Мишину с 50-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Египта с 70-летием со дня рождения

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Николаю (Пашкову), епископу Георгиевскому и Прасковейскому

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 275-летия Московской архитектурной школы

Патриаршее поздравление епископу Козельскому Никите с 55-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Симону (Гете) с 75-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла сотрудникам Кировского филиала АО «Апатит» по случаю 95-летия горнообогатительного комплекса

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 160-летию со дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы