Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена новых святых

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена новых святых
Версия для печати
24 августа 2023 г. 22:17

24 августа 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших ходатайств о включении новых имен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 63).

Священный Синод постановил включить имена священника Леонида Серебренникова, священника Филиппа Распопова, священника Василия Носова в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с определением празднования памяти этих святых в дни их кончины: священномученика Леонида Серебренникова — 25 декабря / 7 января; священномученика Филиппа Распопова — 23 ноября / 6 декабря; священномученика Василия Носова — 21 сентября / 4 октября.

Честные останки святых Леонида, Филиппа, Василия в случае их обретения, положено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. Новопрославленным святым будут писаться иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

Имена угодников Божиих будут внесены в ранее учрежденные местные Соборы святых: священномученика Филиппа Распопова — в список Собора Самарских святых; священномученика Василия Носова — в список Собора святых Челябинской митрополии.

***

Леонид Константинович Серебренников, сын священника Виленской губернии, родился 14 апреля 1894 года. В 1904-1910 годах обучался в Виленском духовном училище. В 1912-1915 годах служил псаломщиком в Виленской губернии. В мае 1915 года женился, затем был слушателем пастырских курсов в Москве. В том же году рукоположен в диакона, а в марте 1916 года — во иерея. Рукоположения совершены епископом Иннокентием (Солодчиным) в Покровском монастыре города Москвы. По окончании пастырских курсов в мае 1916 года священник Леонид Серебренников был назначен в Ново-Покровский переселенческий приход села Лермонтовское Приморской области (ныне село Лермонтовское Хабаровского края), а в январе 1917 года перемещен в Покровскую церковь того же села.

В начале января 1919 года в село Лермонтовка вошел партизанский отряд под руководством Ефима Гармашова. Помимо грабежей и диверсий против интервентов отряд проводил расправы над людьми, которые, по их мнению, мешали делу революции. Священники входили в их число. В одну из таких расправ в Рождество Христово 25 декабря / 7 января 1919 года был убит отец Леонид Серебренников.

Из поколения в поколение передавался следующий рассказ о мученической смерти священника: «В 1919 году, на Рождество, после елки, организованной в приходской школе, отец Леонид был схвачен бандой большевиков и выведен на реку в жестокий мороз, где был раздет и поставлен на лед. Батюшка был очень сильный и добрый. Бандиты издевались над священником, который, будучи большого роста и недюжинной силы, не сопротивлялся своим убийцам. Они прыгали на него, катились на его спине до речки, шпыняли ножами, потом заставили долбить прорубь, раздели и со словами: "Ты нас крестил, и мы тебя будем крестить" — опустили под воду. Когда он, уже израненный, цеплялся за кромку льда, ему раздробили все пальцы на руках, потом он ушел под воду, а утром люди выловили его тело и похоронили». Этот рассказ подтверждают и старожилы села.

По инициативе прихожан ныне существующего храма в честь Архангела Михаила села Лермонтовка в день кончины отца Леонида совершается панихида. Прихожане трепетно относятся к памяти об отце Леониде, который почитается местными людьми покровителем села Лермонтовка.

***

Филипп Кузьмич Распопов родился в селе Матвеевка Бугурусланского уезда, Самарской губернии 3 октября 1875 года, крестьянский сын. После окончания церковно-приходской школы Филипп Распопов пребывал послушником в Никольском монастыре города Самары, но, осознав отсутствие склонности к монашескому пути, обратился к архиерею с просьбой направить его на церковноприходское послушание, после чего был направлен на приход в село Тупиковка Бузулукского уезда в качестве псаломщика и учителя церковноприходской школы.

В 1900-1903 годах Филипп Распопов проходил военную службу на территории Китая. В декабре 1903 года был принят в Благовещенскую епархию и назначен чтецом и певцом Дуйской походной церкви с участием в отправлении богослужениий в Хабаровском соборе и руководством хором. Летом 1904 года перемещен к Буруканскому миссионерскому стану с обязательством руководить соборным хором певчих и помогать в постройке катехизаторского училища.

В 1904 году Филипп Распопов венчался, после чего был принят в духовное звание. 11 июня 1906 года был рукоположен во диакона, после чего служил в Хабаровске, а 8 января 1912 года рукоположен в сан священника к церкви села Вятское. В ноябре 1914 года священник Филипп Распопов переведен на Свято-Троицкий приход села Доле-Троицкое с сохранением за ним окормления прежнего прихода.

На протяжении всей жизни отец Филипп сопровождал свое пастырское служение просветительской деятельностью, которую начал учителем церковно-приходской школы еще в самарский период жизни. В Николаевске-на-Амуре исполнял обязанности законоучителя в Пьянковском народном училище. Во время службы в селе Вятское преподавал Закон Божий для местных детей и проповедовал Евангелие коренным народам Приамурья. В 1914 году был назначен законоучителем Троицкого училища.

Во время Первой мировой войны отец Филипп участвовал в сборе пожертвований в пользу русских военнопленных, за что ему была выражена архипастырская благодарность.

23 ноября / 6 декабря 1919 года партизаны ворвались в дом Распоповых. В лютый мороз они вытащили отца Филиппа на улицу почти без одежды и поволокли его к реке Амур. Там на речном льду они в течение долгого времени издевались над ним: оскорбляли и били, а после опустили отца Филиппа в прорубь под лед, где он принял мученическую кончину. По свидетельствам очевидцев, батюшка держался достойно и не отрекся от веры.

В приамурском селе Троицкое почитание отца Филиппа началось сразу же после возрождения здесь богослужебной жизни в середине 1990-х годов. Совершаются регулярные молебны в Свято-Троицком приходе села Троицкое, где служил и принял мученическую кончину иерей Филипп. Память об отце Филиппе была восстановлена и на его родине. В селе Матвеевка Самарской области, где родился отец Филипп, знают и помнят о священнике. В местном храме молитвенно почитают дни его кончины и рождения.

***

Василий Михайлович Носов родился 29 января 1886 года в станице Екатериновская на Кубани в семье кубанского казака Михаила Носова и его супруги Агафии. Окончил церковно-приходскую школу и выдержал экзамен на звание учителя народной школы. В 1908 году его семейство переселилось в Кустанайский уезд Тургайской области. В 1913 году Василий Носов поступил в пастырско-миссионерскую школу при Оренбургском архиерейском доме, где готовили священников-миссионеров.

По окончании учебы Василий Носов женился и в 1915 году был рукоположен в сан диакона, затем священника. Священник Василий служил в различных храмах Кустанайского уезда и преподавал Закон Божий в сельском училище, а в 1919 году переведен в город Миасс.

В 1922 году вспыхнул обновленческий раскол. Священник Василий не принял обновленчество и был направлен на принудительные работы валить лес в пяти верстах от города Миасса. Верующие продолжали тайно приходить к священнику Василию на лесоповал. Общаясь с ними, он запрещал ходить на богослужения к обновленцам и просил приложить все силы, чтобы освободить от них храм. Уполномоченный ВЦУ приезжал к священнику Василию на лесоповал и предлагал принять обновленчество в обмен на возвращение к служению в Петропавловский храм, но получил категорический отказ.

В начале 1923 года священник Василий был освобожден и вернулся в Миасс, где продолжил служение в Петропавловской церкви. Прихожане полюбили священника Василия за преданность вере Христовой, доброту и благочестие, за безупречное исполнение пастырских обязанностей.

6 февраля 1930 года отец Василий был вновь арестован и заключен в златоустовский изолятор по обвинению в антисоветской деятельности и высказываниях против колхозного строительства. На допросе он не признал своей вины. В апреле священник Василий был приговорен к заключению в концлагере сроком на восемь лет. Наказание отбывал в Вишерском лагере и на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Через пять лет священник Василий был досрочно освобожден. Вернувшись в Миасс, он хотел продолжить служение в храме, но власти не предоставили ему регистрации, и он был вынужден устроиться плотником.

Верующие стали приходить к священнику Василию за пастырским окормлением домой, а иногда приглашали для совершения треб к себе на дом. Близкие советовали ему уехать из Миасса, опасаясь, что его снова арестуют. На эти уговоры священник отвечал: «Господь не прятался от своих врагов, и я не буду этого делать, и своих духовных чад волкам не отдам, а там, как Бог даст, на все святая воля Его».

В феврале 1937 года священник вновь был арестован и заключен в Челябинскую тюрьму, а в сентябре того же года приговорен к расстрелу. На допросах он отрицал свою вину, никого не оклеветал и имен не назвал. 4 октября 1937 года священник Василий Носов был расстрелян и погребен в общей могиле.

Патриархия.ru

Материалы по теме

В.Р. Легойда: Нынешнее положение в регионе, где идут бои и каждый день гибнут люди, диктует необходимость перемен

В Москве завершилось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Священный Синод рассмотрел вопрос об отпевании детей и подростков, совершивших самоубийство в результате воздействия суицидальных групп или иного деструктивного влияния

Утвержден итоговый документ Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви

Священный Синод рассмотрел вопрос о порядке установления празднований соборам местных новомучеников и исповедников

Священный Синод утвердил и дополнил соборы святых земли Белорусской, Ивановской и Смоленской митрополий

Стремиться непрерывно к совершенству. К 25-летию со дня обретения мощей священноисповедника Романа Медведя [Статья]

Священный Синод утвердил поименный список собора Калужских святых

В Перми прошло пленарное заседание XI Свято-Елисаветинского форума «Белый Ангел России»

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 160-летию со дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы [Патриарх : Приветствия и обращения]

Состоялось заседание Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской

В Успенском монастыре Перми состоялось прославление мощей священномученика Петра Вяткина

Совершено прославление в лике святых новомученика Вятской земли протоиерея Алексия Лопатина

Священный Синод утвердил и дополнил соборы святых земли Белорусской, Ивановской и Смоленской митрополий

В Пермской епархии обретены честные останки схимонахини Марии (Силиной)

Будь христианин! Заметки о духовной жизни выдающегося полководца и подвижника веры А.В. Суворова [Статья]

Другие новости

Председатель ОВЦС встретился с Предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви

В Калужской епархии состоялся пастырский семинар о помощи пострадавшим в зоне конфликта

В Москве открылись XII научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами заключил соглашение о сотрудничестве с ФГУП «Главный центр специальной связи»

В Москве прошла пресс-конференция по итогам конкурса «Просвещение через книгу»

В Москве состоялось заседание рабочей группы «Религии» форума «Петербургский диалог»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в пленарном заседании XXIX Димитриевских образовательных чтений в Ростове-на-Дону

В Издательском Совете состоялось очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов

В Ташкенте откроется выставка-форум «Радость Слова»

В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова «Генеалогия секулярного дискурса»