Во время ремонтных работ рабочие случайно наткнулись на большие белые камни с едва заметными рисунками на поверхности.
«Они были довольно бесформенно положены, но все раствором залиты, это была такая монолитная кладка, а не свалка камней», — рассказала специалист по древнерусскому искусству музеев Московского Кремля Ирина Качалова.
Объемы неожиданной находки впечатляют, такого количества древнерусской настенной живописи XV века не находили еще никогда, а здесь более 100 камней, на 20-ти — фрагменты ценнейших росписей. Каждый мельчайший осколок фресок пронумерован и перенесен в собор.
По словам И.Качаловой, это действительно уникальная находка, «хотя бы только потому, что росписей того времени настолько мало, что каждый фрагмент, если даже это маленький кусочек живописи, уже дает представление о технике и приемах мастерства».
С конца XIII века Благовещенский собор был домовым храмом московских князей и неоднократно перестраивался. А в XVI веке Иван III решил построить на месте белокаменного собора кирпичный. Так сложился его современный облик.
Найденные кирпичи, как предполагают историки, принадлежали предыдущему храму 1416 года. Фрески же украшали его алтарную часть. Но пока у специалистов больше вопросов, чем ответов. И на главный — зачем древним зодчим понадобилось под новым собором складывать обломки стен, ставшие по прошествии веков сокровищами, — у ученых пока нет ответа.
Кое-где под фресками проступают карандашные наброски древнего мастера, а многие фрагменты росписей очень напоминают орнамент на стенах более поздних храмов.
После реконструкции находку смогут воочию увидеть все желающие.
Патриархия.ru/Первый канал