Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря

К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря
Версия для печати
2 апреля 2024 г. 11:20

В первом номере научно-богословского журнала Костромской духовной семинарии «Ипатьевский вестник» за 2024 год опубликована статья митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта «К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря».

Статья посвящена главной проблеме истории Свято-Троицкой Ипатьевской обители, до настоящего времени не получившей своего разрешения. До середины ХХ века традиционно считалось, что Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом, принявшим крещение с именем Захария и положившим начало знаменитому роду Годуновых. Однако работы исследователей ХХ столетия, прежде всего академика С.Б. Веселовского, убедительно продемонстрировали противоречивость такой гипотезы: действительно, мог ли Чет-Захария основать монастырь в 1330 году, если его сын Александр Зерно, как свидетельствуют исторические источники, был убит в 1304 году и похоронен здесь же, на монастырской территории? В связи с этим, как отмечается в статье, к настоящему времени имеются три версии основания монастыря, которые автор условно именует традиционной, научной и новгородской.

Согласно традиционной гипотезе, сформулированной, надо полагать, в XVI веке, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году Четом-Захарией. Научная гипотеза, изложенная академиком С.Б. Веселовским, относит основание монастыря — как вотчинной обители на земле того же Чета-Захарии — к концу XIII столетия. Новгородская гипотеза, предложенная костромским историком Н.А. Зонтиковым, вообще не связывает основание монастыря с именем мурзы Чета и предполагает, что это событие произошло в первой половине XIII столетия, а создателем обители был некий новгородский боярин.

В статье митрополита Ферапонта предлагается принципиально иная версия создания Ипатьевской обители, которая разъясняет все имеющиеся недоумения, например, почему небесными покровителями монастыря исстари считаются апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский — святые, имена которых не связаны с какими-то событиями в истории Костромской земли, если не считать их упоминания в предании о явлении этих угодников Божиих мурзе Чету.

Основываясь на изложенной в статье версии, можно говорить о том, что 1330 год действительно является точной датой основания Ипатьевского монастыря, а саму обитель следует считать святыней трех царских династий: Рюриковичей, Годуновых и Романовых. Более того, Ипатьевский монастырь первоначально создавался как духовный памятник великому святому, молитвеннику и защитнику земли Русской — благоверному великому князю Александру Невскому, но впоследствии, в XV столетии, фактически утратил этот статус. При этом автор нисколько не умаляет роль Чета-Захарии в истории обители, однако предлагает ее новую трактовку: основываясь на гипотезе выдающегося искусствоведа В.Г. Брюсовой о том, что Чет мог участвовать в нападении на Кострому в 1262 году монголо-татарского отряда, а после поражения захватчиков в битве при Святом озере попал в плен, принял крещение и остался жить в Костроме.

С текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

«Соборная библиотека»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Решением Верховного суда Украины Елецкий монастырь отобран у Церкви и отдан заповеднику

На одном меридиане со Святой Землей. К тридцатилетию возрождения Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря [Интервью]

Патриарший экзарх всея Беларуси совершил освящение отреставрированной древней Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского женского монастыря г. Полоцка

В день памяти преподобного Серафима Саровского сонм архипастырей Русской Православной Церкви совершил Литургию в Серафимо-Дивеевском монастыре

Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий [Интервью]

«Здесь было заложено духовное начало русской государственности». С.П. Карпов о Херсонесе и новом музейном комплексе [Статья]

Контакты Московского Патриархата с региональными христианскими объединениями и международными молодежными христианскими организациями в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова) [Статья]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 31 декабря — 18 января

При поддержке Патриаршей гуманитарной миссии в Кураховский район Донбасса доставили 7 тонн гуманитарного груза. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 декабря 2024 года — 15 января 2025 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 18–30 декабря

Более 4000 новогодних подарков направили в зону конфликта при поддержке Патриаршей гуманитарной миссии. Информационная сводка о помощи беженцам (за 24-27 декабря 2024 года)

Сочинская епархия направила 5 тонн мандаринов беженцам и пострадавшим мирным жителям зоны конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 9-23 декабря 2024 года)

Я никогда так не молился

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14-30 ноября

Православная служба помощи «Милосердие-на-Дону» организовала доставку 16 000 литров питьевой воды в Горловку. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-27 ноября 2024 года)