19 августа 2024 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, за Литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феогноста (Ильницкого) во епископа Бронницкого. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Феогноста на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Феогност!
Днесь благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, через возложение рук архипастырских соделала тебя преемником святых апостолов. Дух Утешитель невидимо осенил тебя, преподав Свои дары, и поставил тебя пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).
Тебе предстоит нести послушание викария и помогать Патриарху в его многообразных трудах, поэтому с особым чувством преподаю тебе сие напутствие. Ты же выслушай его с вниманием и запечатлей в своем сердце, чтобы надлежащим образом совершать архипастырское служение, стараясь представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15).
Прежде всего имей пред своим мысленным взором пример Господа нашего Иисуса Христа, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28). Помни, что епископский сан — это не какое-то личное достижение. Есть много людей, у которых бОльшие достижения, чем у тебя; таких людей не счесть, если посмотреть в масштабах страны, а, может быть, и в масштабах Церкви. Поэтому еще раз скажу: епископский сан — не личное достижение, тем более не какая-то новая административная должность, которая дает особую власть над людьми. Сохрани Бог тебя от этих лукавых мыслей! Архиерейство — это призвание Богом. Здесь действуют две силы — божественная, которая призывает, и человеческая, которая откликается на это призвание. Но, кроме призвания, это и подвиг, требующий самопожертвования и готовности направить все свои силы и таланты на пользу Церкви и во спасение народа Божиего. Я многократно говорил: у архиерея не может быть никаких личных интересов. А если вдруг личные интересы закрадываются, гони их как страшное диавольское искушение. Единственный интерес — это служение и цель, которая стоит перед тобой, вступившим на этот путь.
Сколь высоко архипастырское служение, столь же оно тяжело и ответственно. Об этой высокой ответственности напоминают даже священные одежды, в которые облачается епископ. Святитель Симеон Солунский замечательно раскрывает их символический смысл. Послушай, что пишет сей богослов и учитель Церкви: саккос означает хламиду и вретище. Это не вполне соответствует тому, как современный саккос украшен, но надо помнить его первоначальный смысл, а украшение — это часть той эстетики, которая помогает людям почувствовать себя в храме как в ином мире, где господствует гармония. Омофор, облегая плечи, знаменует спасение и воззвание заблудшей овцы, которая возлежит на плечах. А панагия — это печать и свидетельство веры, исповедуемой сердцем (О священных обрядах и таинствах Церкви). Итак, свидетельствует другой выдающийся аскет и подвижник — преподобный Исидор Пелусиот, епископ, будучи образом Христовым, исполняет дело Христово и облачением своим показывает всем, что он уподобляется благому и великому Пастырю (Письмо кóмиту Ермину).
Путь, на который ты вступил сегодня, весьма непрост: он будет наполнен многими трудностями, различными испытаниями и соблазнами, поэтому тебе потребуется крепкая вера, горячая молитва и чуткое сердце для успешного преодоления этих сложностей. Только будучи крепким в вере, можно обращаться за помощью ко Господу. Только имея горячую молитву, можно быть Им услышанным. И только чутким сердцем можно ощутить Его благодать, обильно изливаемую на тружеников Виноградника Христова. Пусть святитель Феогност, митрополит Киевский и всея Руси, в честь которого ты был наречен в монашеском постриге, будет для тебя в этом примером. Стремись подражать его благочестию, мужеству и твердости в вере.
Милостью Божией сегодня Церковь имеет возможность свободно совершать свое спасительное служение: заниматься добрыми делами, которые именуются ныне социальной работой, участвовать в воспитании подрастающего поколения, вести диалог с государством и обществом. Но помни, что все эти многообразные труды имеют своей конечной целью главное — свидетельство о Господе Воскресшем. Поэтому, какие бы послушания тебе ни пришлось исполнять, не переставай учить и благовествовать (Деян. 5:42).
Не только словом, но и делом нам необходимо свидетельствовать о своей вере, ибо, как пишет апостол Павел, речь и проповедь не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2:4), то есть — толкует преподобный Ефрем Сирин — в реальных делах (Толкования на послания божественного Павла). Одним из таких важных дел и является совершение добрых дел, сиречь социальное служение. Христиане всегда старались помогать нищим и обездоленным, нуждающимся и страждущим — именно через это можно исполнить важную заповедь о любви к ближнему, укрепить его душевные и телесные силы, дать надежду и направить на поиск истины.
Не забывай и о работе с подрастающим поколением. От того, что мы успеем вложить в умы и сердца молодых людей, зависит будущее не только Церкви, но и страны. К сожалению, сегодня им порою бывает сложно разобраться в жизненных ориентирах и найти правильную опору, потому что много огоньков встречаются на их жизненном пути, но не каждый из этих огней является маяком, ведущим мореплавателя в правильном направлении. Многие из этих огоньков ведут на скалы и рифы, ударяясь о которые, человек либо наносит себе непоправимый вред, либо погибает. Трудно разобраться в жизненных ориентирах, но, пока сорняки не пустили глубокие корни в душе человека, мы должны помогать ему увидеть Бога, посеять в сердце добрые семена веры. Потому что именно сорняки, вырастая в человеческих душах, губят плодоносные ростки, в первую очередь ростки веры и добродетели.
Стремясь быть в мире со всеми людьми (Рим. 12:18), выстраивай добрые отношения с общественными организациями, с органами государственной власти: это тоже важное поле для проповеди, и такое взаимодействие может принести большую пользу для утверждения духовно-нравственных ценностей в жизни нашего народа.
Нести непростое архипастырское служение, рассчитывая только на свои силы, невозможно, поэтому, вдохновляясь словами апостола Павла «всё могу в укрепляющем меня Иисусе» (Флп. 4:13), старайся никогда не оставлять молитвенное правило, как можно чаще совершай Литургию, черпая силы в Святой Евхаристии.
Мысленно взирая на предстоящие тебе труды, помни, что, если хочешь стать достойным архипастырем, ты должен быть целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1:8). Такими словами наставляет апостол Павел своего ученика Тита — с таким же призывом обращаюсь к тебе и я: храни трезвость ума и чистоту сердца, будь во всем честен и внимателен, имей всегда страх Божий и любовь к людям, избегай излишеств, нередко очень опасных, и всем разумением своим стремись ко Господу.
С этим напутствием вручаю тебе жезл епископский, символизирующий, по слову святителя Симеона Солунского, власть Духа, утверждение народа в вере, пасение душ и путеводительство ко Христу. Ныне же, «укрепляясь силою по могуществу славы Его, во всем терпении и великодушии с радостью» (Кол. 1:11), гряди на новое ответственное служение и преподай архиерейское благословение предстоящим людям, молившимся во время твоей хиротонии. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси