18 апреля, в Великую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Его Святейшеству сослужили архиепископы Истринский Арсений, Орехово-Зуевский Алексий, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, духовенство Москвы.
По заамвонной молитве Святейший Патриарх Кирилл освятил хлеб и вино.
После богослужения Предстоятель Русской Церкви поздравил всех с сегодняшним днем. «Великая суббота ― день, который вводит нас в Пасхальную тайну, но который посвящен сошествию Господа во ад. Ибо через смерть и Воскресение Господне спасен весь род человеческий», ― сказал Патриарх.
По словам Святейшего Патриарха, сегодня мы вспоминаем, как Господь вывел души праведников из ада. «Сегодняшний день уже исполнен Пасхальной радостью и мы должны хранить те благодатные чувства, которые получили за нынешнее богослужение», ― сказал Первосвятитель. По его словам, в сегодняшний день Церковь призывает: «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет…».
«Поэтому сегодняшний день нужно проводить хотя и в трудах, но больше молча и меньше досаждая ближним своим, чтобы в радости встретить Светлое Христово Воскресение», ― сказал в заключение Святейший Патриарх Кирилл.
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душой во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верой ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.
На Божественной литургии после входа с Евангелием читаются 15 паремий Триоди, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе Новозаветной Церкви.
Перед Плащаницей читается Апостол, в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения. Чтением Апостола как бы заканчивается погребальный день субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало скорбь этих дней.
После Апостола великопостные одежды священнослужителей, а также облачения в храме меняются на белые.
После отпуста благословляются пять хлебов и вино ― в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней Литургии до Пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.
Пресс-служба Московской Патриархии