12 мая, в Международный день сестер милосердия, состоялось возложение цветов на могилы деятелей Красного Креста на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Учащиеся 623-го и 214-го петербургских лицеев с медицинским циклом обучения прошли по кладбищу, помянув предшественников современного Российского Красного Креста (РКК).
Могила сандружинницы Марии Мудрецовой, погибшей в 1920 году, была украшена примулами и тюльпанами. Руководитель Центрального петербургского отделения РКК Лидия Шинкарева рассказала лицеистам об истории создания этой организации и служении сандружинниц — так стали называть сестер милосердия после Октябрьской революции.
Сестра милосердия Мария Анисимова, погребенная слева от входа на Никольском кладбище, была помощницей врачей в Русско-турецкую войну, принимала участие в эпидемиологических экспедициях в Среднюю Азию и Эфиопию. Более 20 лет она была старшей сестрой в школе и приюте Свято-Троицкой общины сестер милосердия, опекавшей падших, больных женщин и их детей.
Здесь же, справа от входа, на почетном «академическом» местом покоится духовник этой общины, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Павел Николаевич Николаевский.
Директором приюта для детей в Лесном стал золотопромышленник и этнограф Николай Васильевич Латкин, коми по происхождению. Латкин построил здесь приют и храм Спаса-Преображения при нем. По этому храму, в советское время превращенному в почту, одна из улиц называлась Спасской. Ныне святыня восстанавливается, возрождается и память о деятелях милосердия.
В приюте служил священник Африкан Иринеевич Быстроумов, клирик Спасо-Колтовской церкви и храма в Лесотехнической академии. Его могила трудами притча и прихожан Спасо-Преображенского храма приведена в достойное состояние.
Лицеисты возложили цветы на могилу юного прапорщика Иоанна Петровича Чечулина, убитого в бою 25 июля 1915 года. У пруда, за «братским» участком, большой черный камень с утерянным крестом обозначил место вечного упокоения выдающегося хирурга Иоанна Гоген-Торна, главного врача Крестовоздвиженской общины. Свидетельство о его принципиальности и профессиональном мастерстве оставила знаменитая фрейлина императрицы Александры Феодоровны Анна Вырубова — его вмешательство спасло ей жизнь после неудачного лечения. После революции Гоген-Торн был рядовым врачом в больнице, переименованной из Крестовоздвиженской в Бассейную.
Врач Ольга Яковлевна Низимова, над чьей могилой также была вознесена молитва, выдающийся представитель плеяды женщин-медиков, прошла путь от думского врача, обслуживавшего район Рождественских улиц, до врача Троицкой общины сестер милосердия. Она была первым директором Института экспериментальной медицины.
Были помянуты и сестры милосердия Елизавета Ольдерогге, Анфия Мельникова, Елизавета Огарева, а также управляющие Красного Креста Сергей Васильевич Александровский (убитый террористом в 1907 году) и барон Николай Николаевич Врангель. Их могилы украсились цветами.
На восстановление и украшение могил пожертвовали лепту сестры из общины святой Анастасии Узорешительницы.
«Вода живая»/Патриархия.ru