Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Тихвинском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Тихвинском монастыре
Версия для печати
9 июля 2009 г. 16:22

9 июля, в день празднования явления Тихвинской иконы Божией Матери (1383), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в день праздника Тихвинской иконы Божией Матери, мы вспоминаем, как пять лет тому назад чудесным образом эта икона вернулась в Россию и водворилась в сей святой обители, где она и просияла.

История, связанная с Тихвинской иконой Божией Матери, помогает нам проникнуть в саму тайну отношений Бога и человека, и на этом живом и ясном примере из нашей отечественной истории, примере, участниками которого мы были, понять, что означают отношения человека с Богом и как строят эти отношения.

Конечно, история Тихвинской иконы Божией Матери не является единственной иллюстрацией этих отношений. Все Слово Божие — и Ветхого Завета, и Нового Завета — говорит нам о том, что и как происходит с человеком в зависимости от его отношений к Богу. Уже в Ветхом Завете Бог устанавливает свой завет — союз с людьми — через Авраама, и на страницах Библии повествуется о том, что Бог хочет от человека в ответ на этот союз с Ним. Он предлагает Аврааму этот союз. Он обещает ему благоденствие, многочадие, процветание. Выражаясь нашим современным языком, Он предлагает ему полноту жизни уже здесь, на земле. Но в ответ на это Он требует веры и верности. Вера и верность — это два слова, которые описывают требования Бога к человеку в ответ на все возможные благодеяния, которые человек может иметь от Бога. И вся история народа избранного являлась наглядным свидетельством того, как исполнялся союз — завет Бога с Авраамом, когда люди оставались верными этому союзу-завету. Бог всегда верен Своему слову, и Бог всегда верен тому, что Он открывает о Самом Себе людям. В этом союзе-завете только человек проявляет неверность и отказывается от условий этого союза. И когда древние израильтяне нарушали условия, Богом определенные, тогда Бог отступался от них и наравне с великими благодеяниями, которые все нам хорошо известны из Ветхого Завета, из Священной истории, наравне с таким благодеяниями, как спасение из египетского рабства, прохождение через трудности Синайской пустыни, победа над внешними врагами, народ наравне с этой славой и силой проходил и через великие поражения, и испытания — всякий раз в ответ на нарушение союза, который Бог заключил с этим народом.

Мы читаем Библию, мы знакомимся со Священной историей. Люди более религиозно просвещенные хорошо знают историю Древней Церкви, историю Вселенской Церкви первого —второго тысячелетий, но все, что далеко от нас, воспринимается чаще всего только разумом, а вот то, что близко к нам, становится удивительно понятным. Так вот все, что прошло с иконой Божией Матери, является нашим национальным свидетельством о том, что происходит с людьми, когда они отказываются от союза с Богом, когда они разрушают свою верность Богу и веру. Можно себе представить, какая слава была в этих монастырских стенах, когда праздновалось пятисотлетие явления иконы Божией Матери. По старым фотографиям, по описаниям можно видеть множество народа, тысячи и тысячи благочестивых паломников. В этих стенах теплилась монастырская жизнь, здесь молитва возносилась к Господу, благоговение, чистота и красота внешняя и внутренняя. Или как процветала Россия — и не только этот святой монастырь, но сотни обителей, тысячи храмов. Верующий народ и золотые купола, что освящали наши храмы, что являлись символами благочестивой жизни нашего народа, являлись одновременно и выражением этой богатой религиозной жизни. Недаром страну нашу называли Святой Русью, потому что главным идеалом жизни народа была святость. Не богатство, не власть — святость. Почему и национальным героями у нас всегда были святые. Почему положительным героем русской классической литературы стал человек высокой нравственности, почти что слепок с житийного героя. Это все было связано с мироощущением нашего народа, с пониманием того, что есть главный приоритет жизни, и Божия Матерь была с нами. Великая святыня Тихвинская, по преданию написанная самим апостолом Лукой, явленная чудесно нашему народу, как и многие другие святыни. Но что произошло с народом нашим, почему он поверил легко и просто соблазнителям и обманщикам, почему он отказался от веры Господу, почему предал верность Христу? И вслед за этим — страшные испытания, которые ни один народ в истории не перенес.

Кому много дано, с того много и спросится. И наше национальное богоотступничество было не только национальной катастрофой, это было цивилизационной катастрофой. Потому что Россия была оплотом веры христианской и Православия. Мы разрушили свои храмы, своими руками спилили кресты, изничтожили святыни. Мы решили строить счастливую жизнь без Бога, забывая о Священной истории Ветхого и Нового Завета, забывая о всей истории рода человеческого, которая с такой наглядной силой показывает нам, что без Бога невозможно иметь счастье, невозможно построить благополучную жизнь. И что же? В ответ на это богоотступничество Господь предает нас нашей воле, Он отступается, уходит, и святыни покидают землю Русскую. И та святыня, что стоит сейчас между нами, Тихвинская икона Божией Матери, уходит из России в далекую-далекую чужбину, в знак того, что Бог отдает народ в его собственные руки. Вы хотите жить без Бога — живите. Вы хотите быть свободны — будьте. Вы хотите строить жизнь, которая не связана никак вашими обязательствами того завета-союза, который еще Авраам подписал верой своею и который Сын Божий утвердил Кровью Своей, — живите как хотите. И мы жили. Перемалывая ресурсы страны и человеческие ресурсы в безумной попытке построить счастливую и благополучную жизнь. И нам не удалось это сделать. Десятки миллионов жизней были загублены. И когда опомнились на развалинах великой страны, тогда и началось медленное возрождение нашего народа и стали подыматься храмы и монастыри. И никакой экономический кризис 90-х нас не остановил, никакая критика внешних и внутренних противников Православия не остановила нашей решимости восстанавливать храмы, когда нам было действительно экономически трудно. И сделали-то не так много — а какая милость Божия! И знаком этой милости, этого прощения явилось возвращение в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, как и возвращение многих других святынь, как восстановление храмов и монастырей.

Пройдя через страшные исторические испытания, мы должны помнить тот урок, который сами себе преподнесли отступлением от завета — союза с Богом. Ведь в основе этого Нового Завета, которому мы принадлежим, — не просто свободное изволение Авраама, а сама Кровь Сына Божьего. Этот союз скреплен не просто устной договоренностью, он скреплен Голгофской Жертвой, этот союз разорвать и отказаться от верности Христу — есть величайший грех, который не может не быть искупленным кровью и страданиями. И мы искупили этот грех — и кровью, и страданием.

Сегодня наступил совершенно особый период нашей исторической жизни, совершенно особая страница нашей национальной летописи. Сегодня мы вернулись на тот путь, с которого сошли, но не нужно думать, что идти по этому пути будет легко: сегодня существуют не меньшие соблазны, чем те, что сбили народ с этого единственно правильно пути. Эти соблазны хорошо известны — это безбожный образ жизни, безбожная система ценностей; это отказ от нравственного императива жизни, относительный взгляд на любые ценности. То, чем сегодня как бы гордится человеческая цивилизация, на самом деле является образом обезбоженной цивилизации. Она обманет человека множеством погремушек, яркими обложками журналов, модой, рекламой, навязываемым образом жизни вне Бога. Эта цивилизация предлагает нам потреблять как можно больше, иметь как можно больше и совсем не предлагает нам думать о Боге, а тем более о том союзе-завете, что скреплен кровью Сына Божия. И мы видим, как соблазняются народы: богатые забывают о Боге, о Христе. Даже стесняются публично упоминать имя Божие, заменяют имена и названия церковных праздников, чтобы, видите ли, их можно было праздновать в современном обществе. Даже слово «Рождество» уходит из западного общества и заменяется каким-то странным, непонятным и нерелигиозным названием. И речь идет, конечно, не просто о внешнем обычае — речь идет о глубинных переменах в сознании современного богатого человека, обеспеченного, удачливого, ведь именно так представляется нам жизнь процветающих материально стран.

У нас свой исторический опыт. Мы не должны поддаться на это искушение, потому что кровь мучеников и исповедников, кровь народа нашего не может быть игнорирована современным поколением русских людей. Верим, что не случайно явилась нам икона Божией Матери. Она явилась для того, чтобы ограждать наш народ от искушений, соблазнов и грехопадения. И поэтому, празднуя пятую годовщину, мы должны о многом подумать. А что произошло за эти пять лет? Оказались ли мы достойными милости Царицы Небесной? За пять лет произошло много доброго и правильного в жизни нашего народа, и есть надежда на то, что это доброе и правильное будет и дальше укореняться. Мы видим сегодня, что Церковь становится Церковью народа. Если в те трудные годы только пожилые люди были мужественны в хранении своей веры, люди среднего поколения боялись, а молодежь вообще не знала о Боге, то сегодня наша Церковь — это наш народ: и пожилые, и среднего возраста, и молодые, и дети. Сегодня это 72 % населения России, и столько же, если не больше, в других странах, где совершает свое служение Русская Церковь. Конечно, многие из этих 72 % в храм не ходят, посты не соблюдают — но ведь осознают себя православными людьми, и это после трех поколений, людей живших в безбожии! У нас есть перспектива развития духовной жизни. Только никто не должен успокаивать себя тем, что происходит сегодня. Мы должны помнить об уроках прошлого, и на уровне личности, семьи, всего народа хранить верность и веру Господу, которые только и являются условиями процветания личности, человеческого общества и любого народа.

Аминь.

Пресс-служба Московской Патриархии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина