Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршее слово за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря в день памяти прпп. Сергия и Германа Валаамских

Патриаршее слово за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря в день памяти прпп. Сергия и Германа Валаамских
Версия для печати
11 июля 2009 г. 15:32

11 июля, в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем память святых преподобных Сергия и Германа Валаамских — здесь, в обители, которую они учредили. В далеком XIV веке, когда Русь переживала тяжелейшие моменты своей истории, здесь, на севере, на уединенном острове в Ладожском озере, два инока основали обитель, которой суждено было стать одним из центров наиболее напряженной духовной жизни на Руси.

Мы с благодарностью вспоминаем подвиг святых преподобных мужей и всех тех, кто после них приумножал духовную силу этой обители, всех, кто выдерживал нападения иноплеменников, междоусобные брани, разорения, поношения, скорбь, боль и тесноту.

Сегодняшнее Евангелие от Луки обычно и читается в день памяти преподобных отцев. В этом Евангелии содержится выдержка из Нагорной проповеди. Если в Евангелии от Матфея даются все заповеди блаженства, то в Евангелии от Луки ― выборочно. Какие же заповеди евангелист Лука выбрал из всех заповедей блаженства? На чем он сосредоточил наше внимание? Блаженны нищие духом; блаженны алчущие; блаженны плачущие; блаженны те, кого гонят...

Евангелие не перестает поражать мыслящего человека новизной и радикальностью своего послания. Ведь все то, что говорит сегодня Слово Божие нам с вами в связи с празднованием памяти святых преподобных Сергия и Германа, так далеко отстоит от идеала человеческой жизни. А те цели, которые мы полагаем и, устремляясь к которым, отдаем все свои силы, всю свою жизненную энергию? Где в наших человеческих ценностях, ради которых мы живем, нищета, голод, слезы, гонения? Любой человек шарахнется от одной только перспективы попасть в такое положение. Мы боимся нищеты и голода, и слезы не являются ценностью, за редчайшим исключением; а уж когда нас гонят — так упаси Бог!

Но Слово Евангельское есть Слово Божие. От него нельзя отмахнуться. Нельзя сделать вид, что ничего не происходит. Сам Бог говорит нам, что блаженны, то есть счастливы, те, кто является нищим духом, кто алчет, кто плачет, кого гонят.

В каком же смысле человек может быть счастливым, неся на себе такую тяготу? Является ли нищета сама по себе ценностью? Конечно же, нет. Именно поэтому люди и отталкиваются от этой опасности, стремятся улучшить свое материальное положение — потому что сама по себе нищета никакой ценностью не является. А голод? Мы совсем рядом с Петербургом. Мы знаем, какой страшный голод унес почти миллион человеческих жизней во время прошедшей Великой Отечественной войны. Разве можно этот голод, эту скорбь назвать ценностью? Конечно же, нет. Когда мы плачем, когда нас постигает боль, если кто-то нас гонит — выгнали с хорошей работы, выгнали с насиженного места, притеснять стали за убеждения, за веру, — ведь воспринимается все это как скорбь. В каком же смысле Господь связывает эти скорбные, стесненные обстоятельства нашей жизни со счастьем?

Замечательные слова мы вчера читали в Евангелии за утреней. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим. А почему покой? А потому что иго Мое благо, и бремя Мое легко есть.

Значит, не просто теснота и скорбь жизни являются ценностями, а только те сложные обстоятельства, которые мы встречаем вместе с Богом. Христос предлагает нам научиться от Него. Чему научиться? Научиться тайне человеческого счастья. Понять, что только с Богом человек обретает силу, которая способна и голод, и слезы, и гонения преобразовать в блаженство. Потому что Бог является источником жизни, в Его руках наши жизни, и если мы в кротости и чистоте сердца открываем навстречу Ему свое сердце, если мы принимаем Бога, то мы становимся внутренне такими сильными, что и скорбь, и теснота ничто пред этой силой.

Но почему же мы читаем это Евангелие именно в день памяти преподобных святых? К преподобным мы относим монашествующих. Монах ― это тот, кто добровольно принимает на себя и нищету, и голод, и слезы, и гонения. Монах — это как бы живая лаборатория, в которой видимым для всех образом осуществляется Божий замысел о человеке. Отказавшись от всего ― от радостей жизни, от денег, от хорошего питания, от свободы передвижения, от всех тех радостей жизни, которые являются столь вожделенными, монах, живя с Богом, обретает такое внутреннее состояние духа, которое дает подлинное счастье человеку ― блаженство, радость общения с Богом.

И вот что говорит Господь по отношению ко всем, призывая нас не бояться скорбных обстоятельств жизни, но наоборот, даже в этих скорбных обстоятельствах вместе с Ним препобеждать и обстоятельства, и самого себя, устрояя в сердце божественный мир. Он дает нам в качестве примера великих угодников Божиих — таких как преподобные Сергий и Герман. Даже сейчас до Валаама добраться трудно — и погода бывает очень плохая, да и климат не самый легкий. Но сегодня здесь все-таки можно жить в тепле, пользоваться какими-то благами, которые дает нам современная цивилизация. А что было в то время? Холодные воды Ладоги, леса, одиночество, снег, мороз, холод, дождь. И здесь два инока создали великую обитель. Конечно, они были нищими, конечно, они голодали, наверняка и плакали. Нельзя сказать, что они жили вне всякого притеснения, потому что сами обстоятельства притесняли — но ведь достигли святости и блаженства в жизни с Богом. И сегодня мы вспоминаем их имена, а не имена тех богатых и славных, что жили во времена Сергия и Германа — что у нас, что по другую сторону границы, у соседей. Мы вспоминаем этих нищих старцев, потому что в их жизни явлена была красота Божественного образа.

В каком смысле преподобные Сергий и Герман могут быть для нас всех примером? Для монахов — конечно. В монашеской жизни ведь тоже есть свои искушения и кризисы: когда вдруг человек начинает думать, а то ли он сделал? а зачем все это надо? Современный монах сталкивается и с искушениями, с какими, может быть, в древности не сталкивались. Приезжают и на Валаам богатые, хорошо одетые люди, которые живут в комфорте, и у кого-то из монахов может возникнуть вопрос — а может, и я бы так жил? Разные искушения постигают нас. Пример Сергия и Германа — великая помощь для монашествующих, особенно пребывающих на этой святой земле. Вы избрали правильный путь, святой путь. Ни о чем никогда не жалейте, но, по Слову Божию, взявшись за плуг, не оборачивайтесь вспять. Ибо вы вспахиваете ниву Господню, и трудные обстоятельства — это лишь условия возрастания духа, и возрастать надо не только для того, чтобы себе обрести блаженство, но для того, чтобы и для других быть духовной поддержкой.

Но пример Сергия и Германа является примером не только для монахов. Конечно, для мирских людей не требуется от всего отрекаться, жить в тесноте, жить в нищете, голодать. Нет этих требований. Есть иное требование — жить с Богом, чтобы и в том случае, если нищета, голод или гонения настигнут нас, сохранять силу духа в общении с Богом.

Но эта сила духа нужна не только в стесненных обстоятельствах. Для богатых людей она нужна во много раз более, чем для бедного человека. Потому что бедный уповает на Бога, у него нет иной защиты, он ищет помощи Божией; а у богатого есть защита, у него есть деньги, он все себе может позволить, он чувствует себя самодостаточным, самодовольным. Вот почему Господь и говорит: трудно богатому войти в Царствие Небесное. Не потому что деньги сами по себе зло, а потому что деньги создают иллюзию полного довольства и независимости от Бога. И эта иллюзия встает как стена на пути человека к Богу. Помните замечательные слова: трудно богатому войти в Царствие Небесное. Поэтому и богатый человек должен помнить слова, которые сегодня сказал нам Евангелист Лука, передавая великое, бессмертное и непревзойденное по силе духовного воздействия Слово Спасителя в Нагорной проповеди. И примеры святых угодников, и Слово Божие учат нас тому, чтó есть человеческое счастье, чтó есть блаженство, чтó есть подлинная радость.

Если мы обретем это знание, если мы положим его в основу нашей жизни, то мы станем блаженными, радостными, счастливыми, как, несомненно, счастливыми, радостными и блаженными были великие угодники — преподобные Сергий и Герман, имена которых мы во славе вспоминаем сегодня, в день их памяти. Аминь.

Пресс-служба Московской Патриархии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина