21 июля 2009 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За богослужением Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие ему иерархи совершили хиротонию архимандрита Лазаря (Гуркина) во епископа Нарвского, викария Таллинской епархии. По окончании Литургии Святейший Патриарх вручил архиерейский жезл епископу Лазарю и обратился к нему со словами Первосвятительского назидания.
Преосвященный владыка Лазарь, возлюбленный о Господе сослужитель наш!
Сегодня, в день, когда Русская Церковь воздает торжественное поклонение одному из самых чтимых нашим народом образов — Казанской иконе Пресвятой Богородицы, ты, через возложение рук архипастырей принял от Бога всеукрепляющую благодать Святого Духа, соделавшую тебя епископом и домостроителем Божественных таин (см. 1 Кор. 4, 1).
Тебе предстоит нести свое служение за пределами Отечества. Ты будешь исполнять церковное послушание в Эстонии — стране с давними европейскими традициям, история, настоящее и, как я убежден, будущее которой неразрывно связаны с жизнью Российского государства. На прибалтийской земле веками соседствовали храмы различных христианских церквей, но Православие, принесенное в этот край Ярославом Мудрым почти тысячу лет назад, заняло особое место в эстонской культуре и идентичности.
Воспринятая благодарно народом и сохраняемая в среде традиционно проживавших в Прибалтике русских купцов и ремесленников, православная вера обрела здесь крепкие корни. За твердость веры и верность Православию Господь не раз являл Свою милость этой земле. Зримым свидетельством Божьего благоволения является широко известный во всем православном мире Пюхтицкий монастырь. Сюда за благодатной помощью, подаваемой от чудотворной Пюхтицкой иконы Пресвятой Богородицы, притекают тысячи верующих не только со всей Эстонии, России, Украины, Белоруссии, но и со всего исторического и культурного пространства Святой Руси.
Трагические события ХХ века внесли сумятицу в уклад духовной жизни этого благодатного края. Люди стали заложниками политических и общественных процессов, и — как это часто бывает в годину испытаний — начались внутрицерковные нестроения, и многие отступились от веры.
ХХI век расплачивается за грехи и богоотступничество века ХХ. И тебе предстоит многое сделать для укрепления Эстонской Православной Церкви, дабы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 17). Поэтому, преодолевая искушения прошлого и простираясь мысленным взором в будущее, следует делать все возможное для утверждения в Эстонии позиций канонического Православия.
Не следует забывать и того факта, что традиционно Эстонская Православная Церковь выступает оплотом русской культуры в Прибалтике, сохраняя традиции русской общины, чьи предки принесли христианство в этот край. Не только русские, но и православные всех национальностей и культур не должны чувствовать себя изгоями на Эстонской земле.
Вместе с тем православные христиане, сохраняя свою культурную самобытность, должны помнить, что они веками живут бок о бок с представителями иных конфессий. Столетиями мы учились благожелательности и добрососедству и сегодня обязаны помнить уроки истории, стремясь преодолевать рознь мира сего во всех сферах жизни и стараясь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12, 14). Всего важнее воспитать в этом духе подрастающее поколение, научить его жить по заповедям Божьим, дабы сохранилась и Истина благовествования, и добрые традиции взаимоуважения.
Посему тебе надлежит быть отцом и пастырем всех прибегающих к помощи Божией и ищущих отрады и утешения в стенах храма, без различия национальности, гражданства и политических убеждений. Никакие сторонние факторы не должны влиять на отношение к людям, на осуществление Эстонской Православной Церковью своей миссии в этом мире.
На этом нелегком поприще ты будешь не один. Бремя своего служения тебе предстоит нести под началом духовно мудрого, опытного и благочестивого архипастыря, Высокопреосвященнейшего митрополита Корнилия, у которого следует учиться ревности по вере, преданности Церкви, твердости в несении скорбей и пастырской жертвенности.
Не забывая о неизмеримой высоте и славе архиерейского достоинства, надлежит помнить и о том, что подлинное величие всегда смиренно и преподано нам самим Христом через послушание, явленное Своему Отцу (см. Флп. 2, 8), через готовность положить душу свою за паству (см. Ин. 10, 11), через верность своему призванию (см. Откр. 2, 10).
Да будет служение твое образцом верности каноническому строю Церкви и да утвердит тебя Господь во всяком слове и деле благом (2 Фес. 2, 17).
Прими же сей жезл — особый жезл. Его Владыка Корнилий привез из Эстонии. Этот жезл священномученик Вениамин, митрополит Санкт-Петербургский, вручил другому мученику — епископу Платону Ревельскому при его архиерейской хиротонии. Как знак этой преемственности в жертвенном служении Церкви Православной и Господу, народу, живущему на земле эстонской, прими сей жезл и гряди к пастве. Молитвами и предстательством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии да благословит тебя Господь и да укрепит в несении ответственного и высокого архиерейского служения во имя Христово и на благо Церкви Православной. Аминь.