Президент американской организации International Religion Freedom Watch Лари Юззелл чрезвычайно критически высказался о деятельности и идейных установках некоторых российских правозащитников. 15 декабря на сайте своей организации он поместил материал по данному вопросу. Перевод статьи, подготовленный ИА «Интерфакс», републикуется на Патриархия.ru.
Дорогие друзья!
Иногда защитники религиозной свободы приносят своему делу больше вреда, чем ее враги. С сожалением сообщаю, что я стал свидетелем этого парадокса во время моей недавней поездки в Россию, когда я побывал в Музее и Общественном центре Сахарова и говорил с его директором Юрием Самодуровым.
Узнав, что моей специальностью является религиозная свобода, г-н Самодуров спросил меня, считаю ли я, что Россия должна использовать христианские символы в своих государственных гербах, как она делает, например, на новом здании Верховного суда. Он сказал, что использование этих символов на государственных зданиях крайне оскорбительно для нехристиан и должно быть совершенно исключено.
Сначала я не мог поверить, что г-н Самодуров считает этот вопрос в той же степени насущным, что и отказ в праве самовыражения религиозным меньшинствам. Я привел пример Норвегии, в приверженности которой религиозной свободе никто не сомневается и на национальном флаге которой есть христианский крест. Я сказал о традиционном использовании христианской Библии Президентами США при принесении присяги. Но г-на Самодурова эти примеры не тронули. Он однозначно сказал, что считает это вопросом коренного, основополагающего принципа. «Это не шутка», — подчеркнул он.
Самым тягостным в этом разговоре для меня было не то, что я встретил идеологического фанатика — таких полно и в России и в Америке, — но то, что отсутствие у г-на Самодурова чувства меры несомненно дискредитирует многие из самих принципов, которые он отстаивает. Нация, стремящаяся закрепить свободу чисто абстрактной логикой, поворачивающаяся спиной к самым глубоко лежащим, самым почитаемым символам своей собственной истории и культуры, обречена на бесконечные потрясения. Классическим примером является Франция, которая так и не оправилась от антиисторической, утопической революции 1789 года, вдохновлявшей Маркса и Ленина. По иронии судьбы, мусульмане чувствуют себя в сегодняшней Франции более отчужденно, чем в западных странах, которые не пытались так упорно искоренить свое христианское наследие.
Использование правозащитной риторики в требовании «голой общественной площади» в России, очищенной от всякого упоминания религии, расширяется. В прошлом месяце Московское атеистическое общество подало в суд, требуя удаления слова «Бог» из нового текста гимна России, вызвав усмешку светских газет, в том числе «Ведомостей», которые привели опрос, показывающий, что даже первые слова гимна знает только одна четверть россиян. Затем несколько мусульманских лидеров призвали убрать св. Георгия с государственного герба к недовольству других мусульманских лидеров, которые сказали, что не находят ничего оскорбительного в использовании символа, так долго отождествлявшегося с добольшевистским русским государством. Пол Гобл, заслуженный американский специалист по этническим меньшинствам в бывшем Советском Союзе, предположил в своем бюллетене «Окно в Евразию», что поддержка, оказываемая различными светскими правозащитниками иску атеистов, может просто настроить враждебно к ним все население. «В той мере, в какой это случится, — пишет Гобл, — эти группы, которые никогда не пользовались большой поддержкой, могут оказаться в растущей изоляции, что даст российскому правительству дополнительную и даже неоспоримую возможность ограничить права меньшинств и, в конечном итоге, и самого большинства».
В мою поездку по России входил и визит домой к моему старому другу Александру Огородникову, защитнику религиозной свободы советского периода и узнику совести, который сейчас руководит рядом православных благотворительных проектов в Москве. Он сказал мне, что некоторые из самых видных правозащитников в стране не могут завоевать широкую поддержку, потому что они «ненавидят Россию». Я подозреваю, что это мнение широко распространено среди тех, кто в противном случае был бы союзником светских активистов.
...
Преданно ваш,
Ларри ЮЗЗЕЛЛ
14 декабря 2005 г.