27 сентября 2009 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы празднуем великий праздник — Воздвижение Креста Господня. Каждый православный человек знает историю этого праздника, знает, что он связан с обретением Древа Животворящего в Иерусалиме при императрице Елене, матери царя Константина, которая, посетив Святую Землю, обрела много святынь, связанных с жизнью Спасителя, в том числе Честное Древо Господа и Спасителя нашего. В связи с этим событием установлен двунадесятый праздник в нашей Церкви и читаются особые апостольские и евангельские чтения, смысл которых в том, чтобы помочь православным людям еще и еще раз понять, что означает Крест Господень.
В церковной культуре Крест — это наиболее часто встречающийся знак, окруженный особым почитанием. Мы так привыкли полагать на себя крестное знамение, так привыкли лобызать Крест, так привыкли созерцать Крест, что порой не задумываемся о смысле Креста Господня. А думать о Кресте нужно, потому что всякий раз, когда размышляешь на тему Креста, Господь посещает все новыми и новыми мыслями и как будто бездна открывается Божественной премудрости, и сознаешь, что через Крест явлена миру некая запредельная перед лицом человеческих возможностей Божия тайна.
Какие удивительные слова сегодня были прочитаны нам в послании Коринфянам. Апостол Павел говорит: Крест для погибающих — юродство (см. 1 Кор. 1:18). Вы все знаете, что такое юродство. В данном случае речь идет не о Христа ради юродстве, то есть о добровольном подвиге безумства. Речь идет о реальном безумстве, о сумасшествии. Так вот, для погибающих Крест — это сумасшествие, это сумасшедшая, ненормальная идея, которую с порога отрицали. Ибо для иудеев она была соблазном, по слову того же апостола Павла, а для эллинов — безумием (см. 1 Кор. 1:23). Никто не хотел думать о Кресте, никто не хотел связывать с Крестом никаких положительных чувств.
Нужно сказать, что и сегодня люди не всегда способны с Крестом, со страданием связывать какие-то положительные чувства и переживания. Совсем недавно в связи с обсуждением преподавания Основ православной культуры в школах России ко мне пришел один человек и совершено серьезно сказал: «А как бы нам избежать в повествованиях о православной культуре этой странной темы — страданий, смерти? Дети-то — молодые чистые души, а мы им — страдания и смерть, страдания и смерть… Что же это за религия такая, которая в центре своего послания имеет страдания и смерть? Может, как-то подправим все это?» Это типичная реакция современного человека — точно такая же, как две тысячи лет тому назад. Для одних — соблазн, то есть странность, а для других — сумасшествие.
А вот что находим дальше в этом послании апостола Павла Коринфянам: Когда мир мудростью своею не смог познать Бога, тогда в юродстве проповеди была дана весть о спасении верующим (см. 1 Кор. 1: 21). Через юродство проповеди Бог спас тогда верующих. Какие удивительные слова: когда мир не смог мудростью своею!.. Ведь Господь не говорит, что мудростью невозможно уверовать в Бога. Он не говорит, что разум человеческий — это не то средство. Он просто констатирует реальность, что своей мудростью, своей культурой, всей силой человеческой цивилизации люди не смогли познать Бога. И вот тогда ему было угодно юродством проповеди спасти верующих — через отказ от человеческой мудрости.
Почему же мудростью не смогли познать Бога? Ведь такая сила дана человеку в разуме, невероятная сила. Все то, что мы видим, — это разум. Храм, в котором мы стоим, — это разум. Ведь надо было построить его по строгим расчетам, употребив знания и разум. Почему же разум был неспособен открыть людям Бога? Потому что разум человеческий подвержен различным влияниям.
Бог несомненно дарует людям Свою благодать, в самом широком смысле этого слова, благодать через Свое творение. Разве не благодатью является наш мир, такой прекрасный? Разве не благодатью является такая целесообразность, такая мудрость Божиего творения? И некоторым людям было вполне достаточно, взирая на звездное небо, умом своим почувствовать и принять Бога. Но мир оказался к этому неспособен, потому что так много влияний оказывалось, как и сегодня оказывается, на человеческий разум. Он очень восприимчив. И сколько же было этих идей, сколько было учений, сколько было взглядов на Бога, на мир, на человека! И когда человеческий разум погружается во все это — сознательно, как разум исследователя, ученого, или бессознательно, как разум простых людей, находящихся под воздействием, особенно в наше время, средств массовой информации, моды, стереотипов мысли, — тогда он становится неспособным увидеть Бога, он отвлекается на другие цели и ценности.
Говорят, что самая главная задача — преодолеть экономический кризис. И все будут бороться, чтобы преодолеть экономический кризис, забывая, что все кризисы — внутри человека. Сколько было разных призывов к народу: решить задачу, выполнить пятилетку, семилетку, построить, сделать. Мы говорим об этом применительно к нашему прошлому, но ведь то же самое можно сказать применительно ко всему роду человеческому. Постоянно разуму человеческому бросались вызовы, отвечая на которые, он забывал Бога. Так было не только в новое или новейшее время, так было и в древности. И Господу было угодно не разум сделать главным органом, через который Он возжелал установить Свою связь с людьми. Потому Он отвергает разум, отвергает логику, отвергает человеческую силу и являет Свое спасение в безумии, в Кресте.
Ну как можно было действительно поверить в то, что через смертную казнь даруется людям спасение? Как можно было орудие казни сделать святыней? И ведь до сих пор существуют сектанты, которые придерживаются точно такого мнения, что нельзя поклоняться Кресту, потому что Крест — это орудие казни. Господу было угодно юродством, безумием этой проповеди, через полный отказ от разума открыть людям тайну спасения.
Что же являет нам Крест Господень? Он нам являет то, что Бог есть любовь. Потому что отдать Себя, Сына Своего ради спасения мира на эти страшные поношения, уничижения, пытки, на злобу человеческую, на зависть человеческую, на страшную Крестную казнь — добровольно отдать — мог только Тот, Кто мир любит больше Самого Себя.
Бог есть любовь, и только любовью Божией может быть понята вся тайна Креста Господня. А что для нас это означает? А это означает вот что: если Бог есть любовь, то спасение в любви. Конечно, не в той любви, которую нам сегодня по телевизору показывают, не в буйстве человеческих страстей, а в той любви, которая накрепко соединяет людей, в той любви, через которую один отдает себя другому с радостью, потому что любящий всегда готов принести себя в жертву любимому. И если это происходит в семье — какие же крепкие становятся семьи! Если так строится брак — какой же счастливый этот брак! Он выдерживает все испытания временем.
А если общество начинает строиться на этих законах? Конечно, не прямо на законе любви — общество управляется светскими, юридическими законами; но если в этих законах заложена высокая нравственность, если государство, школа, Церковь, интеллигенция начинают воспитывать людей в способности отдавать себя другому, если сама эта отдача другому становится национальной гордостью, достоянием, идеалом, — то что будет с народом? Ведь каждый захочет быть похожим на этот идеал.
Воспитание людей в любви начинается с того, что в сердце человеческом воспитывается доброта. Всякая злоба — вне Божиего Закона. Как преступник, совершающий уголовное преступление, становится вне общества, так же вне Божественного закона оказывается тот, кто имеет зло в сердце. Зло в сердце и вера несовместимы. И если мы на кого-то сейчас сердимся, давайте простим. Если есть желание на кого-то выплеснуть свои эмоции, давайте остановимся. Потому что закон жизни — это закон любви. И если нам не хватает той любви, какая была у святых угодников Божиих, то, может быть, хватит доброты, сострадания, заботы — такой небольшой, но способной изменить жизнь других людей и жизнь всего общества.
Нельзя соединиться с Богом, не будучи Ему подобным. Подобное познается подобным, говорили древние язычники — и говорили правильно. Философы так говорили. Нельзя войти в общение с Богом, будучи Его противоположностью, потому что Бог не может быть вместе с тем, кто противоположен Ему. А потому и спасение — через Крест. Не через человеческую мудрость, не через силу знания, не через политическую силу, не через организацию общества, а через Крест Христов, в котором и через который в полной мере явилась спасающая любовь Божия. И как важно, чтобы в первую очередь на основе этой любви строились отношения в Церкви. Не всегда это происходит. В наших приходах, монастырях нередко возникают конфликты. И люди забывают о том, что они христиане: проходя мимо Креста, перекрестятся, поцелуют Крест, поклонятся Кресту, а в сердце — та же самая злоба. Нельзя поклоняться Кресту со злобой, с дурными мыслями о людях. Нужно все выкинуть из головы как страшное дьявольское искушение, забыть обо всем. И тогда благодать Креста привлечет нас ко спасению. И тогда мы любому скажем, почему мы поклоняемся Кресту — не как орудию казни, а как жертвеннику, на котором Божественная Жертва была принесена за весь род человеческий по любви Божией.
Вот я и хотел бы пожелать всем нам: поклоняясь Кресту Господню, нося Крест на своих персях со дня Крещения, лобызая Крестное знамение, никогда не забывать, чтó есть Крест. И подходя ко Кресту, самого себя спросить: «А на кого я сержусь? А с кем я еще не примирился? А кому я хочу сделать плохо?» И если найдутся ответы на этот вопрос, то здесь же, у Креста, и попросить у Господа силу не делать зла и вычеркнуть из сердца злобу. И тогда благодать Божественная, любовь Христова войдет в наши сердца. Аминь.