Праздник Святого Богоявления, или Крещения Господня, установлен в честь события евангельской истории, описанного всеми четырьмя святыми апостолами-евангелистами.
Согласно евангельскому повествованию, Христос Спаситель пришел на берег Иордана («Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1, 28)) и принял от Святого Иоанна Предтечи крещение в водах реки.
При этом присутствовавшие люди стали свидетелями явления трех Лиц Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с неба («И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9), Бог Сын принимал крещение, Бог Дух Святой снизошел на Христа Спасителя в виде голубя (Мф. 3, 13). Поэтому праздник Крещения получил название Святого Богоявления.
По традиции в навечерие (сочельник) Богоявления и в сам день праздника во всех храмах совершается чин великого освящения воды. Иногда это торжественное богослужение совершается на естественных водоемах, где во льду вырубается купель в форме креста (иордань).
Вода, освящаемая в эти дни, называется великой агиасмой (по-другому, иорданской или крещенской), и хранится верующими как величайшая святыня. «Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех пользующихся ею. Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни».
Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему верующие окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды.
Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает».
Крещенский сочельник завершает Святки — праздничные дни после Рождества Христова.
Патриархия.ru