«Книга проигрывает в нелегкой борьбе за умы детей телевизору, а в последнее время и компьютеру, — утверждает Алина Дальская, шеф-редактор издательских проектов журнала "Фома". — Взрослые на словах выражают тревогу, но на практике делают мало. В советское время 80 % детей первую книгу прочитали мама, папа или бабушка с дедушкой, а сейчас только 7 % родителей прочли своему ребенку его первую книгу». Этой проблеме был посвящен круглый стол «Программа возрождения детского чтения в России: православный взгляд», состоявшийся 7 ноября в рамках VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь».
В дискуссии приняли участие главный редактор газеты «Библиотека в школе» Ольга Громова и ответственный секретарь этого издания Тамара Кардановская, заведующий отделом рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки, редактор сайта «Библиогид» Алексей Копейкин, детский писатель Ирина Крестьева, литературный критик Ксения Молдавская, библиотерапевт и писатель Николай Назаркин и редактор детской серии «Настя и Никита» Издательского дома «Фома» Максим Яковлев.
К. Молдавская проанализировала публикующуюся в «Книжном обозрении» статистику книгоиздания, которую ведет Российская книжная палата. Более 60 % научно-познавательных книг адресовано дошкольникам, 20 % адресовано младшим школьникам и лишь около 25 % — средним и старшим школьникам. Очевидно, что средний школьный возраст и старший школьный возраст — очень разные, и каждый по-своему сложный. Ими никто не хочет заниматься, и потому их объединяют в одну категорию.
В ходе дискуссии была затронута проблема популяризации произведений для детей современных писателей. В последнее время детской литературы печатается немало, но в основном переиздаются классические произведения А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто; к новым детским авторам родители относятся крайне настороженно.
Участники круглого стола высказали свои мнения о книжной серии «Настя и Никита» — проекте Издательского дома «Фома». По замыслу ее создателей, эти книги призваны восполнить нехватку доброй детской литературы, написанной на хорошем русском языке, с качественными, нарисованными от руки иллюстрациями.
Как полагает И. Крестьева, в нынешнем формате серия неконкурентоспособна — необходимо подавать детские книги в форме комиксов или изображений, обработанных на компьютере и обращаться к детям через социальные сети, т.е. приспосабливаться к клиповому интернет-мышлению современного поколения. Еще один участник дискуссии отметил, что для библиотерапии необходимы книги с четкими, недвусмысленными христианскими «маркерами», например, в которых описывалась бы именно православная семья, преодолевающая трудности; в то время как в большинстве изданий, в том числе в серии «Настя и Никита», православное отношение к миру зачастую подается лишь опосредованно.
Ведущий круглого стола декан факультета международной журналистики МГИМО, ведущий программы для родителей на «Детском радио» Ярослав Скворцов, подводя итоги обсуждения, отметил: «Даже хорошую книгу все равно нужно продвигать и при этом использовать эффективный инструментарий, к примеру, через общение с юным читателем в социальной сети Вконтакте.ру, создавая там группы, посвященные доброй книге».
Участники дискуссии согласились, что необходимы учебно-методические комплексы, которые делились бы с библиотекарями, школами, издателями многогранным опытом эффективного продвижения книг, а читателям подсказывали, как искать информацию о той или иной книге.
Пресс-центр VIII церковно-общественной выставки форума «Православная Русь»/Патриархия.ru