В ходе визита Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Ионы в Россию по случаю празднования 15-летия московского представительства Православной Церкви в Америке Блаженнейший Владыка ответил на вопросы сотрудника ОВЦС Мигеля Паласио.
— Ваше Блаженство, в каких латиноамериканских странах представлена Православная Церковь в Америке?
— Юрисдикция нашей Церкви распространяется на Мексику. Раньше мы располагали приходами также в Аргентине, Бразилии, Перу и Венесуэле. Но одни из них ушли в Русскую Зарубежную Церковь, другие закрылись.
Несколько общин в Латинской Америке хотят войти в состав Американской Православной Церкви. Мы были бы рады принять этих верующих, но о них некому будет заботиться, поскольку у нас крайне мало священнослужителей, говорящих на испанском или португальском языках.
Один священник, надеюсь, он скоро станет епископом, начал миссию в Эквадоре, в городе Гуаякиль, где существует крупная палестинская колония. К сожалению, в последние годы его благая инициатива сошла на нет. Я слышал, что в центральноамериканских странах, в частности в Сальвадоре, живет много палестинцев. Любопытно, что они не посещают приходы Антиохийской Церкви и просятся под наш омофор.
Константинопольский и Антиохийский Патриархаты предпочитают окормлять греческую и арабскую диаспоры. Мы не понимаем этого. Церковь должна давать пастырскую опеку, прежде всего, местным духовным чадам. Такова принципиальная позиция Православной Церкви в Америке.
— Когда был образован Мексиканский экзархат?
— Мексиканский экзархат существует с начала 1970-х годов. В тот период епископ Мексиканской национальной старокатолической Церкви Хосе (Кортес-и-Ольмос) завязал контакты с нашей Церковью и вместе со своей общиной перешел в Православие. Благодаря его трудам сотни мексиканцев прониклись православной верой.
Недавно 5 тысяч индейцев из 23 населенных пунктов штата Веракрус крестились в Православие. Однако на такую огромную массу прихожан приходится всего один батюшка. В Мексиканском экзархате вообще очень мало клириков. Все они — мексиканцы, в том числе правящий архиерей, епископ Алехо (Пачеко-Вера).
— Бывали ли вы в Латинской Америке?
— Я посещал только Мексику. Сейчас собираюсь в Гватемалу. Там живет моя знакомая — игумения Инес (Айау), настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря, который находится в юрисдикции Антиохийского Патриархата.
В Гватемале мое внимание привлекает многотысячная группа людей, желающая принять Православие. Большая ее часть принадлежит к народу майя. Если мы возьмем к себе этих гватемальцев, а также представителей коренного населения из других стран Латинской Америки, то индейцы могут стать главным этносом в Американской Православной Церкви. Лично я был бы рад этому.
— Видно, что вы симпатизируете исконным обитателям Американского континента…
— Я испытываю самые теплые чувства к индейцам. В университете я изучал антропологию, увлекался культурами майя и ацтеков. Это огромные и удивительные цивилизации.
Мне нравится Латинская Америка в целом — ее искусство, музыка, литература, кухня. Латиноамериканцы любят жизнь, они открытые и гостеприимные люди. Я рос в Калифорнии — одном из самых испанизированных штатов США, от своих друзей-мексиканцев немного усвоил испанский язык (хотя говорю на нем плохо).
Священник, присоединивший меня к Православной Церкви, был мексиканцем. Звали его отец Рамон Мерлос.
— Что общего и различного в миссионерской работе с индейцами США и Латинской Америки?
— Честно говоря, я пока не знаю… Наша Церковь имеет опыт миссионерства на Аляске, где служит замечательный священник – протоиерей Майкл Олекса, антрополог по специальности. Он карпаторосс, а его жена — из автохтонной народности юпик. Отец Майкл хочет провести на Аляске съезд православных индейцев Америки. Это будет крайне интересное мероприятие.
В бытность ректором семинарии отец Майкл предложил общине из Гватемалы, алчущей Православия, направить двух своих членов для получения богословского образования. Идея, безусловно, хорошая, но люди, привыкшие к тропическому климату, вряд ли бы вынесли аляскинские морозы.
— Встречаются ли латиноамериканцы среди ваших прихожан в США?
— Конечно. В Калифорнии 35% населения — латиноамериканцы, в Техасе – еще больше. Латиноамериканцы присутствуют и в пастве, и в духовенстве нашей Церкви. В Свято-Тихоновской семинарии учится мексиканец с индейскими корнями, по имени Авраам. Он несет послушание иподиакона. Один иподиакон в Сан-Франциско имеет колумбийское происхождение. В конце ноября этого года я освятил новый женский монастырь в честь Рождества Господня в Далласе, настоятельница которого — бразильянка.
— Что, на ваш взгляд, привлекает латиноамериканцев в Православии?
— Латиноамериканцы любят нашу Литургию и иконы, их пленяет глубокое почитание Божией Матери, присущее Православной Церкви.
Надо сказать, что Католическая Церковь стремительно теряет влияние в Латинской Америке, виной чему ее тесные связи с высшими классами общества. Значительная часть бедных слоев, составляющих большинство населения региона, разочаровалась в католических пастырях и примкнула к протестантам, мормонам и другим сектантам.
Митрополит Андрес (Хирон), глава Ордена белого духовенства имени святителя Василия Великого в Гватемале, ранее был католическим священником. Он видел, что его руководство ориентируется на богатых, и в начале 1990-х годов оставил Католическую Церковь, так как хотел трудиться для народа. Недавно митрополит Андрес сказал мне: «Я уже старый и больной. Пожалуйста, возьми моих людей в свою Церковь ради их спасения». Его общину трудно назвать православной, но она постепенно познает православное вероучение и приобщается к традициям Православной Церкви. Помимо Гватемалы, владыка Андрес открыл приходы в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и других городах США, в которых обосновались его соотечественники.
— Вы не боитесь конфликта с Католической Церковью? Все-таки, несмотря ни на что, Латинская Америка по-прежнему считается «главной епархией Ватикана».
— Никакого конфликта не случится. Католическая Церковь лояльно относится к Православию. Более того, я вижу немалый потенциал у соработничества с Католической Церковью, в первую очередь в противостоянии сектантству.
Православие.ru/Патриархия.ru