23 декабря духовенство города Москвы встретилось со своим правящим архиереем — Святейшим Патриархом — на Епархиальном собрании. О наиболее значимых темах, обсуждавшихся в ходе собрания, рассказал настоятель храма храма св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
Клирики города Москвы ожидали в этом году Епархиального собрания с особым волнением. И понятно: первый раз проводил его Святейший Патриарх Кирилл, все задавались вопросом, какие традиции — и в самом проведении собрания, и в церковной жизни — будут продолжены, что мы услышим нового — и по форме, и по обозначенным приоритетам развития церковной жизни.
Конечно же, наиболее полное представление о Епархиальном собрании и выступлении на нем Святейшего Патриарха даст нам тот текст обращения, который размещен на официальных ресурсах Московской Патриархии и который — это была первая инновация — Святейшим Патриархом был озвучен только частично. Он не зачитывал этот текст, а останавливался на тех разделах и тех аспектах, которые считал наиболее важными, вполне свободно комментируя.
То, что мы скажем ниже, — это не более чем субъективные и не выходящие за рамки личного восприятия впечатления одного из участников собрания. Они никак не отменяют больших аналитических материалов, которыми сопровождается описание собрания на официальных церковных ресурсах.
Собирать здоровые и активные силы общества вокруг приходской жизни
Первая идея, которая, мне кажется, была вполне новой, — это идея о желательности создания при каждом приходе попечительских советов. Это было увязано с принятием нового приходского устава, который был утвержден на последнем заседании Священного Синода. А с точки зрения принципиальной, попечительский совет должен стать начатком развития церковно-общинных отношений с привлечением к Церкви не только тех людей, которые уже регулярно в храм ходят, но и тех, которые только обозначили вектором своего движения направление в сторону Церкви. В этот попечительский совет, по мысли Святейшего Патриарха, могут входить и представители власти, и журналисты, в том числе церковные, и представители интеллигенции и бизнес-сообщества. И, таким образом, можно будет собирать здоровые и активные силы общества вокруг приходской жизни.
Проведение в практику канонической нормы жизни Церкви
Вместе с этим — это тоже весьма четко было озвучено в докладе Святейшего Патриарха — новый приходской устав четко постулирует, что высшим органом управления на приходе является не приходское собрание, а правящий архиерей. Настоятель теперь, по новому уставу, будет председателем приходского совета, кроме тех особенных ситуаций, когда архиерей сочтет полезным решить этот вопрос по-другому. В данном случае мы видим проведение в жизнь канонической нормы жизни Церкви. А именно так, конечно, каноны воспринимают принцип церковного правления: архиерей есть глава церковного управления, в соответствии с юридической нормой, признаваемой государством. И об этом соответствии можно и нужно, на мой взгляд, весьма и весьма порадоваться.
Еще один важный момент, который был отмечен Святейшим Патриархом: храмы должны стать просветительскими духовно-культурными центрами. Наряду с тем, что постоянно говорилось о Евхаристии как центре жизни каждого прихода, эта духовно-просветительная задача также весьма решительно была постулирована Святейшим Патриархом.
Устранение «странной» литературы
Важным моментом в упорядочивании и приходской, и в целом церковной жизни будет следующая практика (которая начнется, правда, не завтра): все книги, которые продаются на приходах, должны будут иметь гриф Издательского Совета (когда он создаст достаточное количество подразделений и наберет достаточные силы для того, чтобы эту работу осуществлять), или гриф «рекомендовано Синодальным информационным отделом». Такой гриф, в частности, должны иметь все периодические издания, претендующие на статус церковно одобренных. Несомненно, что решение этих вопросов приведет, наконец, к устранению из церковных лавок и магазинов странной литературы, которая репродуцирует не ортодоксальные, а суеверно-магические или странные, с канонической или богословской точки зрения, взгляды и подходы.
Может ли быть благодатным безобразие?
Много прозвучало в докладе Святейшего Патриарха важных и актуальных положений в отношении практики совершения таинств, богослужений и обрядов. Святейший Патриарх указал на реальную проблему сегодняшней церковной жизни: большое количество разводов, которые случаются и у людей, вступивших в церковный брак. И говорил о необходимости катехизации для брачующихся с тем, чтобы они сознательно вступали в брак. Говорилось также о том, что священник не должен в дальнейшем оставлять вступивших в брак своим попечением. Как Святейший Патриарх тепло, по-отечески посоветовал, можно позвонить через какое-то время вступившим в брак, спросить, все ли у них хорошо, почему, если эти люди в храме давно не были, их давно не видно. А если придут эти люди в храм, то после Литургии пригласить их на совместный чай, тепло, по-домашнему побеседовать и, таким образом, поспособствовать воцерковлению новых христианских семей.
Решительно указал Святейший Патриарх на недопустимость освещать учреждения сомнительного назначения — разного рода ночные клубы, дискотеки и рестораны, магазины, где продается безнравственная и сомнительная продукция. В отношении богослужения Предстоятель Церкви высказался в том смысле, что в приходах нашей столицы должно совершать богослужения неспешно, но и не чрезмерно растягивая, учитывая реальные потребности и возможности прихожан.
При рассмотрении внебогослужебной деятельности прихода, мне особенно запомнилось высказывание о том, что особенный акцент следует сделать на волонтерских добровольческих проектах, по работе с молодежью. На каждом приходе должны в качестве регулярных тружеников появиться: педагог-катехизатор, молодежный руководитель, церковный социальный работник.
Предстоятель отдельно остановился на имеющем место по сей день недостаточном уровне богословского образования клириков. Путем решения этой проблемы видится и проведение пастырских семинаров, и определенная переподготовка по благочиниям. Для лучшей подготовки будущих кадров Учебному комитету было дано указание о разработке программы и создании проекта подготовительных курсов для поступающих в духовные семинарии.
Немалое внимание было уделено и эстетике храмового бытия. Концентрированно Патриарх Кирилл сказал об этом в следующей фразе: «Может ли быть благодатным безобразие?», имея в виду ту вкусовщину и непризнание авторитета квалифицированных специалистов, которые мы порой встречаем при строительстве или реставрации храмов, даже и московских. И Святейший Патриарх твердо указал, что настоятель ни в коем случае не должен руководствоваться своими понятиями и представлениями. Нужно следовать совету профессионалов и необходимым результативным заключениям искусствоведческой комиссии.
Вопросы Предстоятелю
Также Святейший Патриарх довольно долго отвечал на записки, в том числе на неподписанные (но рекомендовал подписывать, говоря, что бояться этого не нужно). Что мне запомнилось (это вполне не репрезентативная выборка). На вопрос — традиционно встречающийся — о длительном чтении записок на Литургии Патриарх ответил, что долгом настоятеля является позаботиться, чтобы не складывалась парадоксальная ситуация, когда Евхаристический канон занимает 15 минут на Литургии, а чтение записок — 40-50. При этом Его Святейшество не призывал отказаться от чтения записок вообще, но отвести этому разумное время.
Был задан вопрос о совершении Исповеди на всенощном бдении. Патриарх крайне положительно отозвался об этой практике и выразил недоумение, что есть настоятели, которые противятся тому, чтобы Исповедь совершалась не только утром, но и вечером под воскресный или праздничный день.
На вопрос о соединении акафистов с полиелейной службой или всенощным бдением Патриарх Кирилл сказал, что это, с одной стороны, нетрадиционная для устава форма. С другой стороны, Патриарх напомнил духовенству о том, что народ наш любит акафисты и пренебрегать живым движением души церковного народа к акафистам никак не следует. При этом необходимо трудиться над тем, чтобы акафисты эти были достойные, а все употребляющиеся проходили необходимую процедуру адаптации и аккредитации в соответствующих церковных инстанциях.
Интернет-издание «Татьянин день»/Патриархия.ru