Исполнилось сорок дней со дня кончины старца Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
«Предание Церкви о сорока днях говорит нам: три дня душа на земле находится, в третий день после отпевания отбывает на поклонение Господу, с третьего по девятый день ей показываются райские обители: она видит своих родственников, угодивших Богу, святых, которым молилась, — рассказывает наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев). — В девятый день до сорокового начинаются мытарства: дается отчет усопшего о своей жизни, каждом ее дне, часе, минуте, и не только о поступках, но и о мыслях, какие цели ставились, чем внутренне человек жил. Этот личный, страшный суд условно заканчивается на сороковой день. Были праведники, которые, как молния возносились на небо, но общее правило для нас грешных — такое».
«Отец Иоанн преставился ко Господу 5 февраля, в праздник Новомучеников и исповедников Российских, всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, — отметил архимандрит Тихон. — Страдал за веру Православную и наш батюшка, ему пришлось провести несколько лет в лагерях. Дни поминовения отца Иоанна сопровождались празднествами икон Божией Матери: погребали нашего старца в день, когда чтили икону Божией Матери «Утоли мои печали»; в двадцатый день его преставления чтили Иверскую икону, «благая Вратарница, двери райские отверзающая». Отверзит и нашему батюшке двери райские Божия Матерь».
По словам отца Тихона, в день погребения старца было «удивительное чувство, будто это Великая Суббота, как сказал епископ Меркурий, ощущение Воскресения и вечности». «Батюшка — наш новый молитвенник, и мы будем свидетелями его благодатной помощи в нашей жизни, — сказал отец Тихон. — Подобно Серафиму Саровскому, он может сказать: «приходите ко мне на могилку и скажите мне, как живому, ваши вопросы, и я постараюсь, если буду иметь дерзновение ко Господу, помочь вам».
На вопрос о жизни монастыря без отца Иоанна и возможной перспективе его канонизации архимандрит Тихон ответил: «Сиротство чувствуем по-человечески, а по — Божьи нет. Мы осознаем молитву старца у престола Божия. В этом мире его связывали житейские немощи, а там — он весь в молитве. И, будем верить, наши просьбы к нему о помощи будут ему более слышны, нежели это было на земле. При канонизации придерживаются периода в 40 лет со дня кончины, после чего ставится вопрос о церковном прославлении. За это время формируется устойчивое понятие о человеке, твердое, выверенное, пережитое и прочувствованное людьми, которым помогает усопший».
16 марта архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий с сонмом псковского духовенства, отцом наместником и братией Псково-Печерского монастыря совершит панихиду в пещерах, где упокоился отец Иоанн (Крестьянкин). К сроковому дню поминовения старца в обители издан Листок с информацией о жизни архимандрита Иоанна и очередное дополненное переиздание его «Писем».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) оставил Православному миру свое Духовное завещание и мудрость молитвенника за Россию, за каждую человеческую судьбу: «У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) родился в благочестивой семье 11 апреля 1910 года в городе Орле. Родители назвали его в честь преподобного Иоанна пустынника. Вся жизнь будущего подвижника веры строилась под благословением священномученика Серафима (Остроумова), причисленного к лику Святых в 2001 году. В 1945 году 14 января в Воскресенском храме на Ваганьковом кладбище Митрополит Николай (Ярушевич), один из четырех Архиереев Русской Православной Церкви, оставшихся в живых после гонений, посвятил будущего архимандрита Иоанна в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Святейшим Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен во священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где он остался служить. Но в 1950 году отец Иоанн был арестован за пастырское служение и приговорен к семи годам исправительно — трудовых лагерей, а по досрочном возвращении из лагеря в 1955 году вскоре был назначен на служение в Псковскую епархию, затем — Рязанскую. Отца Иоанна постоянно перемещали с прихода на приход, и 10 июня в 1966 году в Сухуми отец Иоанн принял монашеский постриг. Совершал постриг старец Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Романцов).
5 марта в 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь, в 1970 году был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 года — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — в сан архимандрита.
Почти сорок лет отец Иоанн Крестьянкин оставался насельником Псково-Печерской обители. Сохранились аудио и видеозаписи его проповедей, изданы труды архимандрита, опубликованы его письма с ответами православным на их просьбы о помощи. В 2004 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия вышла в свет книга о встречах со старцем «Видевше Свет вечерний», иллюстрированная многочисленными фотографиями, рассказывающими о жизни и служении архимандрита. Его точные и прозорливые изречения о Христовой вере и времени останутся с нами: «Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшее, — смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена. Бездумно ныне жить нельзя. И не забывайте, чадца Божии, бессильно зло, мы вечны, с нами Бог».
ПАИ/Седмица.ru/Патриархия.ru