18 марта 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Ереванский государственный университет. В актовом зале университета состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с профессорами, преподавателями и студентами вуза. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с речью, посвященной роли Церкви в современном мире, а затем ответил на вопросы аудитории.
— Острым сегодня является вопрос сохранения духовного наследия Армянской Апостольской Церкви и Русской Православной Церкви. Возможно ли объединение усилий в этом вопросе?
— Когда мы говорим об объединении, то можем иметь в виду разные его модели. Я бы хотел сказать о духовном единстве. Русская Православная Церковь по милости Божией не разделилась в результате политических событий 1990-х годов, и она несет ответственность за сохранение целостного духовного пространства Святой Руси, вышедшей из Киевской купели Крещения.
Должен сказать, что это единое духовное пространство не имеет никакого отношения к политической географии. Оно может совпадать или не совпадать с политическими границами. Духовное пространство армянского народа не заключено границами Республики Армения, а Верховный Патриарх и Католикос всех армян объединяет всю армянскую нацию и обеспечивает вместе со своим епископатом единство духовного пространства армянского народа. То же самое мы можем сказать и в отношении Руси.
И, конечно, в рамках этого пространства, будь то пространство Православной Руси или Армянской Апостольской Церкви, очень важную роль играют материальные памятники нашей духовной культуры. Наши Церкви и народы понесли огромный ущерб от разрушения святынь, памятников культурного наследия, материальных свидетельств той традиции, о которой я сегодня говорил. Поэтому я хотел бы с радостью отметить, что и в Армении, и в России, Украине, Белоруссии, других странах сегодня делается очень многое для того, чтобы восстановить наши храмы, монастыри, восстановить нашу духовную культуру — в том числе как символ того, что мы победили, не оказались сломленными годами атеизма, живем и будем жить.
— В 1876 году великий Достоевский писал : «Все разбилось и разбивается уже не на кучки, а на единицы. Нет единящей идеи в России». Имеется ли в наши дни «единящая», связующая идея в России, во имя которой живет весь великий русский народ?
— Благодарю вас сердечно, вы замечательно словами Достоевского подтвердили тот тезис, который я сегодня пытался сформулировать. Если человек автономен, то все разбивается и вся общественная система превращается в какую-то корпускулярную массу. Автономия человека от Бога — самая страшная автономия, потому что она дает греховное, ложное сознание своей безошибочности. А если подобное сознание поддерживается общественной философией и жизненными стандартами, то из сферы сознания все это может перейти в область практики. Революция 1917 года не за один год была сделана: это разделение общества, эта корпускуляция общественного сознания России формировались на протяжении 300 лет. А потом все это взорвалось революцией и гражданской войной.
Когда мы говорим о ценности традиции, о ценностях, которые несет в себе христианская вера, мы говорим об общих для всего народа ценностях. Почему всякая революция связана с борьбой с Церковью? Почему практически каждая революция сопровождалась разрушением храмов — будь то во Франции, России или Великобритании? Да потому, что Церковь призывает к единству, а революция строится на гражданском конфликте: одни против других. Переводя на прагматический язык, революция есть изменение системы элит. Под лозунгами свободы, равенства, братства, счастья, с декретами о мире и земле происходит перераспределение элит, а это возможно только в условиях разделенного общества. Поэтому одна из задач Церкви — объединять.
Политический плюрализм — не церковная идея. Представляю, как меня завтра будут критиковать журналисты, но скажу прямо — это все игрушки, мода переживаемого момента. Но кто-то должен думать о единстве поверх партий. Где-то люди должны чувствовать свое единство.
Когда произошел распад Советского Союза, то многие нам говорили: «Коммунизм рухнул, коммунистическая партия потеряла авторитет, вы, Церковь, должны создать христианскую партию, и все пойдут за вами. Каждый приход будет вашей первичной организацией. Вы же власть возьмете и никогда не отпустите». Я на это сказал следующее: «Дело в том, что если мы создадим "церковную партию", то что же это будет означать для тех, кто в эту партию не вступит? Это будет означать, что Церковь — политический конкурент. Человек приходит в церковь, смотрит и спрашивает себя: здесь мои политические противники или соратники?»
Церковь не только не может создавать свою политическую партию, но даже не может поддерживать одну партию. Она должна дистанцироваться от политического плюрализма и быть проводником фундаментальных ценностей в жизни народа. И тогда каждый пришедший в храм скажет: «Это мое место, это мой дом» — и коммунист, и демократ, и националист, и монархист, кто угодно.
А в час Х, от которого никто не застрахован и который может нести в себе вызов самому существованию общества, государства и народа, это пространство и сработает в полной мере в качестве объединительной силы, как это было в истории русского и армянского народов.
— Ваше Святейшество, с какими впечатлениями Вы покидаете страну, которая первой приняла христианство как государственную религию?
— Достаточно посмотреть на ваши лица, достаточно было соприкоснуться вчера лицом к лицу с верующим армянским народом под сенью храма святого Григория Просветителя, чтобы почувствовать глубочайшее внутреннее родство. Все то, что сейчас здесь происходит, то, что было в храме, невозможно, как я уже сказал, ни срежиссировать, ни отрепетировать, ни поставить в качестве спектакля. Это все — естественное проявление мыслей и чувств людей, и я себя в вашей среде чувствую дома — не как дома, а дома. Вот с такими чувствами я и покидаю Армению.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси