Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Влияние литературы на духовно-нравственные парадигмы общества в ХХI веке». Выступление митрополита Калужского Климента на слушаниях в Общественной палате РФ

Версия для печати
28 января 2013 г. 13:07

24 января 2013 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества».

С докладом выступил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.

Сердечно приветствую всех участников слушаний, посвященных одной из важнейших тем современной культуры и образования — роли литературы в духовно-нравственном формировании общества. Данные слушания проходят в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений, девиз которых «Традиционные ценности и современный мир». На чтениях будут рассмотрены различные вопросы современной жизни, среди которых есть немало дискуссионных. В своем выступлении я хотел бы высказать некоторые мысли о значении и влиянии на жизнь человека и общества слова и литературы.

История слова имеет духовные корни и связана с источниками знания или, точнее, откровения о Боге, которые отчасти даются нам в нашем опыте, но в большей степени — через книги Священного Писания и Предание.

Литература в привычном для нас понимании зародилась значительно позже, после того как пророком Моисеем было впервые письменно зафиксировано Божественное Откровение и история Ветхозаветного человечества в Пятикнижии. В отличие от Откровения, литература давала религиозным идеям иное понимание и значение. На первое место в ней выдвигается авторское начало, которое может быть обусловлено самыми разными наклонностями человеческой природы и, конечно, потребностями общества. Но так как сама природа человека по учению ряда отцов Церкви трехсоставна: человек есть тело, душа и дух в их соединении, то духовная составляющая, как бы она ни была затемнена, непременно проявляла себя. Это мы и видим у отдельных авторов античности в виде возникновения в их творчестве некоторого предощущения грядущего Избавителя человечества от ада, хотя подчас это было выражено довольно смутно.

И все же в течение нескольких тысяч лет две линии развития слова существовали параллельно, практически не пересекаясь. Если художественное слово, получившее широкое распространения в дохристианском греко-римском языческом мире, легко транслировалось в другие культуры, то Слово Божие сохранялось скрытым от языческого мира на сравнительно небольшой территории Ближнего Востока.

Многое изменилось после пришествия на землю Христа. Данное Им людям Евангелие стало началом новой, христианской литературы, произошла христианизация художественного слова древнего мира. Оно стало служить совершенно иным, духовным целям и задачам. Войдя в христианскую культуру, приобрело преобразующее влияние на личность и общество. Красота слова, одухотворенная христианскими истинами, обрела большую силу воздействия на сознание человека. Оно стало не просто обслуживать потребности человека, а перерождать его для новой жизни во Христе.

Говоря о христианизации литературы, следует отметить и то ее многообразие, которое появилось в I и первой половине II тысячелетия по Рождестве Христовом. По жанрам можно выделить следующие ее виды: житийная, патериковая в виде сказаний, историческая повесть, космология, гомилетическая, богословская, а также гимнографическая с изобилием художественных образов и приемов, и духовная поэзия — причем не только на классических, но и на национальных языках, которые стали интенсивно развиваться именно благодаря включению новых народов в единый христианский мир.

Так было в течение долгих веков на православном Востоке, так было и на Западе. Однако постепенно на Западе литература стала отходить от христианских норм, а в эпоху Ренессанса полностью потеряла христианскую почву, возродив языческий антропоцентризм. На Востоке эти процессы шли несколько иначе. После падения Византии ее наследницей становится Русь, как в области церковной жизни, так и в области культуры, и прежде всего — литературы. Позже, когда наступили времена петровских реформ, секуляризация культуры стала прогрессировать и в России, но творчество целого ряда носителей русской культуры сохранило в себе христианские корни. Мы говорим, в первую очередь, о русских писателях, произведения которых являются вершинами нашей литературы.

Именно произведения таких великих русских писателей, как Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Чехов и многих других представителей так называемого золотого века русской литературы явились определяющими в деле формирования национального самосознания России последних двух столетий. Ведь они писали для того, чтобы человек научился размышлять о смысле своей жизни, о высоте нравственности и низости порока, о превосходстве духовного начала в человеке над материальным и т.д. Они же стали основой российской системы гуманитарного образования и воспитания, которая сложилась в этот период. Эта система оказалась настолько устойчивой, что даже, претерпев существенную трансформацию в советский период, претерпев отягощение чуждой для отечественной культуры идеологией, она не теряла своего мощнейшего влияния на культурную и духовную жизнь нашего народа вплоть до последнего десятилетия XX века.

Кризис этой системы и кризис влияния самой литературы на общество приходится на конец XX — начало XXI века, которые стали временем не только бурных политических преобразований, но и изменения национального менталитета. Этому есть свои причины. В первую очередь, дело, конечно, заключается в изменении общественного сознания. Отказавшись от коммунистической идеологии, господствовавшей в стране на протяжении 70 лет, общество не определилось с национальной идеей. Вместо того, чтобы обратиться к своим духовным корням, и в них, а также в историческом фундаменте нашей страны, искать основы будущей народной жизни, мы оказались вовлечены в так называемую мировую массовую культуру, которая, в особенности в 90-е годы минувшего века, интенсивно внедрялась в общество посредством СМИ и, еще в большей степени, — через изменение привычного уклада жизни и активное продвижение западных идеалов и ценностей. «Бери от жизни всё!» — именно под этим лозунгом продвигалась идея равенства между такими понятиями, как «счастье» и «богатство». Человеку внушалось, что чем больше он приобретет материальных благ, тем более беззаботной и счастливой будет его жизнь. При этом практически полностью отвергались любые духовные и морально-нравственные ценности на пути к достижению своего идеала. Огромное число людей, прельстившихся этой ложной идеей счастья, бросают Родину и уезжают в поисках личного рая в экономически благополучные западные страны. Уже с первого взгляда было ясно, что эта массовая культура совершенно чужда не только русской культуре, но и всякой национальной культуре вообще. Являясь по своей сути бездуховной, она не имеет основ и принципов. Через потворство самым низменным инстинктам, низводящих человека на уровень животного мира, эта так называемая культура не соединяет, а, напротив, разобщает людей, ведет их путем духовного саморазрушения.

В результате экспансии западной культуры, традиционная русская культура и, прежде всего, литература, как носительница духовного начала, становится для искаженного «массовой культурой» сознания «врагом номер один», предметом издевательств, травли, уродливых пародий, а больше всего — замалчивания. Те, кто стоит за нападками на нашу культуру, стремятся внушить нашему обществу, что мы народ, не имеющий своего национального и духовного начала, своей религии, истории, литературы и языка. Убедить общество в этой лжи — значит выиграть важный этап информационной и психологической войны, которая сегодня ведется. С сожалением приходится констатировать, что за последние 20 лет «массовая культура» смогла глубоко проникнуть в наше общество и заложить иной культурный код.

Непростая ситуация с чтением литературной классики, которая сложилась в нашей стране сегодня, отсутствие, прежде всего, вдумчивого и глубокого читателя, является настоящим вызовом всей русской культуре. Общество теряет молодое поколение, погруженное в виртуальную реальность мира фильмов, игр и развлечений. Нравственные и интеллектуальные последствия всего этого видны невооруженным глазом. Об этом свидетельствуют и многочисленные социальные и криминальные болезни нашего общества, а также равнодушие к ближнему, бездуховность, и отставание в целом ряде областей интеллектуальной жизни, которое год от года становится более заметным.

Как же вернуть обществу и, в первую очередь, подрастающему поколению любовь к слову, к литературе, как показать им истинные идеалы и ценности, всегда лежавшие в фундаменте нашей культуры?

По нашему глубокому убеждению, лишь один путь в этом отношении может быть верным. Это обращение всей системы российского образования, в особенности, начальной и средней школы, к той духовной традиции, которая на протяжении многих веков содержит и сохраняет в себе эти идеалы и ценности, к той традиции, которая является духовным источником отечественной классики. Это традиция Православия. И если нам скажут, что уже в XIX веке литература была оторвана от Церкви и развивалась совершенно самостоятельно, то мы можем несколько подкорректировать этот взгляд, напомнив, например, слова великого Гоголя о том, что необыкновенный лиризм русской поэзии исходит от наших церковных песней и канонов, а одним из важнейших источников русских писателей является слово церковных пастырей. Только признав факт неразрывной связи духовных ценностей Русской Церкви с идеалами русской классической литературы, мы сможем поставить ее преподавание в школах на действительно прочную основу, сможем способствовать возвращению интереса к художественному слову среди детей и юношества.

В вопросе возвращения русской литературной классики в наше общество очень большое значение имеют усилия высшей государственной власти. Напрямую встает вопрос выработки необходимой законодательной базы для возвращения полноценного преподавания литературной классики в школе и вузах. Кроме того, необходимо продумать и механизм, который защитил бы появляющуюся в массовой печати книжную продукцию, имеющую отношение к художественной литературе, особенно же к той, которая адресована молодому подрастающему поколению, от бездуховности и безнравственности.

Все это необходимо делать сообща, в едином соработничестве, привлекая к совместной работе все здоровые силы общества, обращаясь к русской истории, к духовным корням нашего великого народа.

Благодарю вас за внимание.

Издательский Совет/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами