26 мая 2010 года на базе Института теологии Белорусского государственного университета состоялось открытие XVI Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных Дням славянской письменности и культуры. Основная тема форума в этом году: «Религиозная культура в контексте светского образования».
Организаторами Чтений выступили Белорусская Православная Церковь, министерство образования и министерство культуры Республики Беларусь, Институт теологии БГУ, Белорусский государственный университет культуры и искусств.
Со словом приветствия к организаторам, участникам и гостям форума обратился митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси.
Собравшихся также приветствовали представители органов власти Республики Беларусь и дипломаты ряда государств, аккредитованные в Минске. Приветственное послание участникам Чтений направил митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.
Пленарное заседание открыл митрополит Минский и Слуцкий Филарет. В своем докладе Патриарший экзарх предложил государству определить форму включения элементов религиозной культуры в белорусскую систему образования. «Очевидно, что Беларусь вплотную подошла к необходимости определиться с формой включения элементов религиозной культуры в систему образования. В ряду академических дисциплин основой для решения этой задачи может служить религиоведение, конфессионально нейтральная научная дисциплина, которая сложилась в мировой гуманитарной практике в последние полтора столетия. При этом представляется, что статус религиоведческих курсов в системе образования не должен быть факультативным. Такой шаг только дискредитирует идею. Ведь если мы говорим о важной национальной задаче, то почему определяем для нее столь незначительный статус?» — сказал, в частности, Предстоятель Белорусской Православной Церкви.
По словам архипастыря, речь должна идти о включении предметов религиоведческого плана в общую сетку учебных занятий. Такими предметами, по мнению митрополита Филарета, могли бы стать: в средней школе — курс истории религии, в высшей школе — курс религиоведения.
В докладе Его Высокопреосвященства прозвучало также предложение о создании национальной научной школы религиоведения, где равные права со светскими специалистами могли бы получить и теологи.
«В Беларуси с 1994 года действует первый на постсоветском пространстве теологический факультет, ныне институт в рамках светского учебного заведения, однако драматичным парадоксом его деятельности является то, что преподаватели этого института, специалисты высокого академического уровня, кандидаты и доктора богословия, не имеют подобного же статуса в штатном расписании светской высшей школы, — отметил митрополит Филарет. — Для светского теологического образования в Беларуси крайне важным и чрезвычайно насущным является учреждение государственного аттестационного органа, свободного ратифицировать защиту ученых степеней в области теологии».
Включение религиозной тематики в белорусскую систему образования «может и должно стать примером сбалансированного восстановления полноты культурной традиции народа», считает Патриарший экзарх.
В докладе начальника управления правовой и аналитической работы Министерства образования РБ А.И. Кучинского был представлен обзор церковно-государственных проектов, осуществленных с момента подписания в 2004 году Соглашения о сотрудничестве между Белорусским экзархатом и государством в образовательной сфере.
Проректор Института теологии БГУ Г.Н. Петровский преимущественное внимание в своем докладе уделил формам включения религиозной культуры в контекст общего среднего образования, указав на необходимость пересмотра содержания университетской учебной дисциплины «Религиоведение», а также понятия светскости. Государственный контроль над религиоведческими занятиями в школе представляется докладчику гарантом того, что «в курс религиозной культуры не проникнут экстремизм и фанатизм».
Протоиерей Константин Мирон, уполномоченный по связям с общественностью Комиссии православных церквей Германии, ознакомил аудиторию с современным состоянием светского религиозного образования в немецком государстве. По словам выступавшего, религиозная культура — единственная на сегодня учебная дисциплина, закрепленная в Конституции ФРГ. Особый акцент протоиерей Константин выставил на обязательной двойной сертификации школьных преподавателей религии, полномочия которых, с одной стороны, санкционируются конфессиональным руководством соответствующей федеральной земли, а с другой стороны — подтверждаются госэкзаменом. Докладчик заметил, что преподаватель христианского вероучения в Германии обязан быть членом Церкви, от лица которой преподает, и участвовать в Таинствах.
Главный специалист Департамента общего образования и воспитания Министерства образования Польши Гражина Барбара Плошайска посвятила свое выступление опыту преподавания религиозных дисциплин в Польше. По словам докладчицы, преподаватели религиозной культуры в польских школах должны заручиться рекомендацией религиозных иерархов. На данный момент польское государство взаимодействует в деле образования с Римско-Католической Церковью, а также с православными, протестантскими, иудейскими и исламскими общинами.
Советник Национального совета по образованию Финляндии Пекка Ивонен осветил в своем докладе специфику преподавания религиозной культуры в его стране. Выступавший отметил, что содержательной основой школьного курса религии в Финляндии является лютеранское вероучение. В большинстве случаев преподаватели являются выпускниками факультетов (часто — магистрами) теологии. Кроме Евангелическо-Лютеранской Церкви, партнером финского государства выступает вторая по численности конфессия страны — Православная Церковь.
Работа секций и круглых столов XVI Кирилло-Мефодиевских чтений продолжится до 28 мая.
По материалам сайтов church.by и sobor.by.
Патриархия.ru