Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на презентации польского издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности» (Варшава, 23 июня, Христианская богословская академия).
Введение
Прежде всего, я благодарю всех, кто участвовал в подготовке польского издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности». В издании этой книги я вижу заинтересованность польской интеллигенции в знакомстве с русской богословской, историсофской и политической мыслью, которая составляет существенную часть русской культуры вообще. Идеи, положенные в основу трудов Патриарха Кирилла, могут быть предметом для интеллектуального общения российских и польских богословов, философов, общественных и политических деятелей, простых верующих.
Актуальность темы прав и свобод человека
В наши дни триумф технической мысли, передовых технологий подчас скрывает важность для человека духовного измерения жизни. Однако извечные вопросы человечества, ответ на которые люди всегда искали в религиозной традиции, сейчас не менее актуальны, чем тысячи лет назад.
Один из главнейших вопросов подобного рода — вопрос свободы человека. Свобода человеческой личности, отличающая ее от других Божиих созданий, требует глубокого осмысления каждым поколением людей. Реализация человеком своей собственной свободы неразрывно связана с добродетелью и предполагает постоянные духовные усилия. К сожалению, современное потребительское сознание зачастую неспособно вместить эту простую истину. Часто приходится слышать, что человеку не нужно задумываться о самосовершенствовании. Лучше искать удовольствий, стремится к развлечениям и безответственно потакать своим страстям. Свобода личности, как сейчас часто говорят, ограничивается лишь интересами окружающих.
Однако этот подход не учитывает сложность человеческой природы. Человеку, который ограничен лишь правами окружающих, необязательно стремиться к нравственному совершенству, следовать голосу своей совести. На деле человек, лишенный моральных ориентиров, склонен к греху и саморазрушению. Кроме того, такой человек неспособен не только к общественному созиданию, но даже к сосуществованию с самыми близкими людьми. Для него свобода воли превращается в постыдное рабство греху.
Именно поэтому книга Святейшего Патриарха Кирилла посвящена вопросу соотношения свободы и ответственности, ответ на который мы призваны давать в своих повседневных поступках и мыслях. В статьях и выступлениях, которые вошли в состав этого труда, вышеуказанная проблема рассматривается с различных углов зрения.
Нравственная ответственность как необходимое условие выживания человеческого общества
К пониманию необходимости нравственной ответственности человека перед обществом и самим собой нас приводит сама окружающая действительность. Очевидно, что отказ от моральной оценки действий человека, власти и народа делает многие общественные проблемы неразрешимыми. Так, общество фактически отказывается от борьбы с социальными пороками, такими как пьянство, наркомания, половая распущенность, поскольку, по логике либералов, если подобный выбор делается по свободной воле, то общество и государство должно не препятствовать ему, а создавать условия для наилучшей реализации. И действительно, в Европе сегодня повсеместно существуют публичные дома, местами легализуются наркотики, во множестве содержатся ночные бары и притоны для пьяниц. Такие рецепты решения моральных проблем приводят к вырождению целых народов, к растущей депопуляции нашего континента.
Кроме того, обществу, и в особенности молодому поколению, через СМИ и систему образования навязываются представления об аморальных явлениях как норме жизни. Мы имеем дело с недопустимым насилием над совестью людей, которые становятся жертвами новой тоталитарной идеологии.
Даже в основе глобального финансового кризиса лежат не технические сложности или экономические закономерности, но человеческие пороки, такие как жажда наживы, обман и предательство, алчность и эгоизм. Продолжая игнорировать их разрушительную силу, отказываясь от нравственно ориентированного образования, человечество оказывается на грани коллапса.
Абсолютизация права выбора
Все чаще мы сталкиваемся с абсолютизацией права выбора и забвением ответственности, с которой это право тесно связано. Но ведь христианская культура, на почве которой возникло современное учение о правах, всегда исходила из того, что аморальное поведение человека, несообразное его богоданному достоинству, является злом, пародирующим свободу и отдаляющим от Создателя.
Потеря связи прав человека с моралью
Нужно заметить, что послевоенные документы по правам человека отражают связь свободы и моральной ответственности. Так, во Всеобщей декларации о правах человека 1948 года, в Европейской декларации о защите прав человека и основных свобод 1950 года говорится о связи прав человека с моралью. По смыслу этих документов, права человека могут быть ограничены по соображениям морали.
В позднейших же международных актах, как, например, в Хартии основных прав Европейского Союза 2000 года, связь прав человека и нравственности не устанавливается. Свобода, таким образом, полностью отрывается от морали. Более того, в современном либеральном общественно-политическом обиходе аморальным считается ставить вопрос о том, что право может ограничивать греховные устремления индивида. Это означает, что права человека становятся все более закрытой системой, не имеющей связи с духовной традицией, которую в Европе хранит Церковь.
Монополия либерализма на истину
Либерализм, предполагающий отказ от утверждения связи свободы и моральной ответственности человека в обществе, позиционирует себя как истина в последней инстанции. Любая критика аморальных явлений квалифицируется как нетерпимость и религиозный экстремизм. Традиционные европейские христиане уже столкнулись с преследованиями подобного рода. В частности, за публичное осуждение нетрадиционной сексуальной ориентации в некоторых странах Европы можно поплатиться карьерой, а то и оказаться за решеткой.
Христианофобия как следствие применения либеральных догм
Христианофобия в Европе стремительно набирает обороты. Одним из примеров ущемления прав христиан является решение Европейского суда по правам человека по делу «Лаутси против Италии» от 3 ноября 2009 года, в котором утверждается, что наличие распятий в государственных школах Италии нарушает права человека. Решение суда ставит верующих в заведомо неравноправное положение, провозглашая секуляризм нейтральным основанием жизни общества. Мы имеем дело с попыткой установления новой безбожной идеологии, которая лишает христиан возможности вносить в публичную жизнь религиозное измерение. Русская Православная Церковь поддержала Италию, Россию и ряд других государств, которые выступили против вышеуказанного решения, которое наглядным образом демонстрирует, как современное понимание прав человека может становиться поводом для ограничения свободы верующих. В качестве третьей стороны выступили: Россия, Болгария, Греция, Кипр, Литва, Мальта, Монако, Румыния, Сан-Марино. Хотелось бы видеть Польшу среди этих государств.
Необходимость диалога мировоззрений. Разработка «Основ учения…» как вклад в этот диалог
Важность дискуссии о правах человека в современном мире вызвала необходимость принятия документа, который бы отражал взгляд Русской Православной Церкви на эту проблему. Подготовка «Основ учения о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором в 2008 году, велась под руководством Святейшего Патриарха Кирилла в течение двух лет. Многие из статей и выступлений, которые включены в книгу «Свобода и ответственность: в поисках гармонии», стали формой предварительного общественного обсуждения идей, положенных в основу этого общецерковного документа.
Мы считаем поиск баланса между свободой и ответственностью одной из сложнейших задач современного поликультурного общества, главной темой диалога между людьми различных мировоззрений. Подобный диалог должен вестись на основе взаимного уважения и открытости, исключать диктат и принуждение. Его опорой должно быть представление об универсальной ценности человеческой личности, которая по убеждению христиан проистекает из факта сотворения человека по образу и подобию Божию. Высокая ценность человека воплощается, в том числе, в его стремлении к добродетели и совершенству, которое не может быть индифферентно для общества.
Заключение
Христианство учит о праведной жизни, сообразной Богоданному достоинству. Только такая жизнь может быть поистине гармоничной и свободной. Вернувшись к своим духовным корням, следуя в делах и поступках высоким идеалам нравственности, европейские христиане способны построить процветающее общество на началах добра и справедливости, милосердия и взаимопомощи.
Надеюсь, что книга Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии» станет вкладом в обсуждение в Польше острых вопросов, связанных с правами человека.