Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Игумен Петр (Еремеев): Задача Российского Православного института — достичь университетского статуса

Игумен Петр (Еремеев): Задача Российского Православного института — достичь университетского статуса
Версия для печати
15 июля 2010 г. 11:56

Ректор Российского Православного института св. Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев) дал интервью корреспонденту сайта Седмица.ru Е. Костюковой.

— Отец Петр, совсем недавно Вы возглавили Православный институт св. Иоанна Богослова, существующий в Москве уже почти два десятилетия. Расскажите, что планируется сделать для того, чтобы институт обрел, как говорится, «второе дыхание»?

— В должность ректора я вступил 21 мая, в день памяти святого апостола Иоанна Богослова. С 21 мая по 1 июня под руководством епископа Зарайского Меркурия вместе с экспертами в сфере высшего образования мы занимались оценкой ситуации в вузе, проводили проверку всех его структур. Весь июнь был посвящен возобновлению образовательной деятельности в институте. За это время были решены вопросы повторного получения лицензии на образовательную деятельность, переоформления свидетельства об аккредитации, проведены выпускные и переводные экзамены, завершен учебный год.

Сегодня мы совершаем выпуск наших старшекурсников, переводим студентов с курса на курс, набираем абитуриентов. Я надеюсь, что серые эпизоды в жизни нашего вуза, остались позади.

Планируя будущий учебный год, мы разрабатываем программу оптимизации структуры управления вузом, совершенствования учебной и научной деятельности. Уже в этом месяце будет принято окончательное решение о количестве факультетов и кафедр.

Конечно, мы понимаем, что проще всего решить вопросы организационного характера, но гораздо сложнее изменить ситуацию в плане содержания образования. В этой связи сегодня мы проводим встречи со студентами и преподавателями. Создана специальная комиссия по аттестации преподавательских кадров. Мы встречаемся с различными специалистами, с тем, чтобы выстроить планы и перспективы сотрудничества по созиданию нового облика нашего института.

— В чем Вы видите миссию РПИ в современной системе образования?

— Нашему вузу уже 17 лет. Многое со времени его учреждения изменилось, но цели образовательной деятельности остаются неизменными. Определяющей идеей учреждения вуза, которая возникла у митрополита Кирилла (ныне Святейшего Патриарха) и архимандрита Иоанна (Экономцева), было создание мощного научно-образовательного центра, который бы давал качественное университетское образование российской интеллигенции.

90-е годы действительно стали для вуза славными. К сожалению, многопредметность порученного отцу Иоанну церковного послушания ограничивала его в возможностях занятия университетскими делами и у вуза со временем возникли некоторые сложности в развитии. Но, просматривая сегодня огромное количество документов, связанных с деятельностью нашей школы, я отдаю должное заслугам первого ректора. Безусловно, им была проделана колоссальная работа.

Я понимаю, что новому руководству института необходимо держаться того курса, который был обозначен при его учреждении. Тем более, что Святейший Патриарх Кирилл, преподавая мне благословение на новое послушание, твердо указал именно это направление.

— Будет ли меняться перечень специальностей в институте?

— Сегодня наш институт готовит юристов, экономистов, психологов, религиоведов, историков и филологов. С этого года мы получили лицензию на реализацию образовательных программ в области высшего образования по изобразительному искусству и журналистике. Конечно, мы планируем расширение круга изучаемых дисциплин. Надеемся открыть в новом учебном году аспирантские программы.

Если мы хотим дать возможность православной молодежи получать в нашем вузе обучение по актуальным специальностям, то мы должны, прежде всего, сами хорошо понимать степень востребованности тех или иных направлений и отвечать вызовам времени. Если интересно сегодня, допустим, изучать экологию, то мы обязаны разработать необходимые документы и выйти на лицензирование программ по этому направлению образовательной деятельности.

Надеемся, что за этот год мы сможем ситуацию изменить в корне — не только стабилизировать, но и развить, чтобы заметно улучшилось качество образования, качество жизни вуза. Это касается и внеучебной, воспитательной работы — всего в совокупности. То есть нужно осуществить рывок в развитии института. Программа-максимум для нас — это достижение статуса университета. Причем, не только по наименованию, а по содержанию всех протекающих в вузе процессов.

— На кого будет рассчитан «преображенный» Свято-Иоанновский институт?

— Сегодня, формулируя обращение к абитуриентам, мы говорим о том, что все православные молодые люди, у которых есть желание сохранить связь с традицией, духовной жизнью, которую они имели в период юности, чтобы развить ее дальше, могут поступать к нам. Для них наш институт — самое подходящее место, потому что они поступают на желаемую специальность и получают высшее образование, но в процессе обучения мы предлагаем им большой курс вероучительных дисциплин. У наших выпускников будет государственный диплом по выбранной специальности, но одновременно за годы обучения они прослушают и краткий курс по религиоведению, по основам Православия.

В этом году, выдавая дипломы о высшем образовании, нашим выпускникам мы также вручили сертификаты о пройденном обучении по программе «Преподавание основ православной культуры».

Большое значение мы придаем недавно начатой работе по составлению стандарта по подготовке катехизаторов. Задачу по разработке соответствующей учебной программы перед нами поставил председатель Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий. Это интересный проект, и он может стать для нас одним из самых перспективных в рамках развития в институте дополнительного образования.

— Вы сказали, что студентам Свято-Иоанновского института будет преподаваться религиоведение. Между тем, у многих богословов и преподавателей учебных заведений Русской Православной Церкви отношение к этой дисциплине, мягко говоря, критичное. Часто можно услышать мнение, что религиоведение — это не более, чем «перекрашенный» в последнее время предмет, порожденный в советскую эпоху, т.е. все тот же пресловутый «научный атеизм»...

— В сфере церковного образования «религиоведение» находится сегодня на задворках, к великому сожалению. Так сложилось в последние два десятилетия, что религиоведение в церковной среде, действительно, нередко воспринимается как антирелигиозная дисциплина. И хотя некоторая вина религиоведов в таком положении дел есть, все же я бы предложил избегать обобщений. Я знаком с разными религиоведами. Знаю тех, которые смотрят на предмет своего исследования с большим уважением, с вниманием относясь к религиозному, духовному опыту изучаемой конфессии или религиозного движения. Есть те, которые изучают религиозное мировоззрение, историю той или иной религии с позиции, скажем так, отрешенного, равноудаленного восприятия. Увы, есть и те, кто относится к предмету своих научных занятий без должного пиетета. Хотя  трудно представить себе деятеля науки, например, в области химии или биологии, который бы испытывал неприязнь к предмету, который он изучает.

И все же, я думаю, что обсуждая эту тему, мы часто находимся в области мифов и стереотипов. Наш вуз постарается изменить сложившуюся ситуацию.

Вместе с тем мы не закрываем для себя тему освоения программ по теологии, хотя в наличии именно религиоведения я вижу ряд положительных моментов. У каждого вуза должна быть своя специализация, и чтобы приобрести некую уникальность нам будет правильно ориентироваться на религиоведение. Тем более, что состав преподавателей, их профессиональные интересы располагаю именно к этому.

— То есть личный фактор тоже играет немалую роль, и все, как обычно, зависит от конкретных людей?

— Я встречался с нашими преподавателями. Встречался коллективно, были и личные беседы. У нас преподают разные люди. Конечно, в нашем институте большое значение имеет вероисповедание педагога, но все же я думаю, что в высшем учебном заведении будет правильно вначале смотреть на его квалификацию, на профессионализм, хотя духовно-нравственные качества довольно часто находятся в тесной связи с уровнем профессионализма и влияния педагога на студента. Ведь очевидно, что даже преподаватель информатики или математики, не говоря уже об истории и других науках, преподает не просто «голые» знания, но еще и опыт своей личной духовной жизни.

Мы учим студентов применять свои знания в современном мире, сохраняя вместе с тем верность Православию, к которому они относят себя не только по крещению, но и по образу жизни. Для нас, конечно, важно, чтобы преподаватель за годы обучения мог преподать учащимся и свой духовный опыт: как быть православным в современном мире. Мы будем стараться, чтобы атмосфера в нашем вузе была атмосферой духовного единения на базе общих духовных и нравственных ценностей.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Темы диссертаций раскрывают и исследуют актуальные вопросы, стоящие перед Церковью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»