Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Предстоятеля Русской Церкви после Божественной литургии в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре

Слово Предстоятеля Русской Церкви после Божественной литургии в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре
Версия для печати
16 августа 2010 г. 10:30

15 августа 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма во имя Живоначальной Троицы в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре, а затем возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Многочтимая матушка Елисавета! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником этой святой обители, потому что освящение главного храма словно завершает восстановление всего монастыря.

Я хотел бы поблагодарить матушку Елисавету, сестер, благотворителей, благоукрасителей, жертвователей — всех тех, чьими трудами и средствами из праха, пепла, из мерзости запустения воздвигнута была сия обитель — как символ неумирающей веры нашего народа. По молитвам святого преподобного Сергия Радонежского и святого преподобного Стефана Махрищского пусть процветает этот край, пусть красота земная, что явлена в этих рукотворных храмах, отобразится в сердцах людей красотой небесной, красотой мысленной, красотой чувств, красотой действий.

В сегодняшнем Евангельском чтении от Матфея повествуется о том, как один юноша спросил Господа, что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную (Мф. 19, 16-26). И Господь перечислил ему заповеди — конечно, Спаситель знал все десять заповедей Моисея, но почему-то из десяти избрал только пять. Он ответил ему так: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать твою» — вот эти пять из десяти заповедей Моисея; а потом добавил: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Этой заповеди не было среди заповедей Моисея, но она содержалась в книге Левит (Лев. 19, 18), и Господь, присовокупляя ее к заповедям Моисея, завершает ею перечень Божественных требований к человеку, когда особым образом выделяет эту заповедь, явленную нам в Ветхом Завете, но ставшую самой главной заповедью христианского послания миру.

Все эти шесть заповедей, которые мы сегодня слышали, касаются земной жизни человека. Заповеди Моисея начинаются с заповеди о любви к Богу, но Спаситель эту заповедь не упоминает. Он говорит о том, чего не нужно делать в отношении друг к другу, и, завершая заповедью о любви к ближним, как бы замыкает круг. Почему так? А потому, что эти заповеди, касающиеся человеческих отношений, определяют строй жизни людей, их мысли, их поступки, их убеждения. И если человек будет жить так, то он тем самым будет служить Богу, и первая заповедь — о любви к Богу — сама собой будет явлена в жизни такого человека.

«Не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не кради, почитай родителей своих, люби ближнего твоего как самого себя» — перечень этих заповедей не смутил богатого юношу, и он ответил Спасителю: «Все это сохранил я с юности своей, все это я исполнял». И тогда Господь говорит ему: «Пойди, продай имение свое и раздай нищим, и следуй за Мной». И смутился юноша, отошел в сторону, потому что был богатым человеком. Тогда, взирая на него, Спаситель говорит, обращаясь к апостолам: «Истинно говорю вам: трудно войти богатому в Царствие Небесное — легче верблюду пройти сквозь игольные уши». Удивленные апостолы отвечают: «Тогда как же возможно спастись?» И Божественные слова, завершающие сегодняшнее чтение, поражают своей силой и своей мудростью: «Невозможное человекам возможно Богу».

Мы спасаемся не потому, что мы такие сильные, умные или добрые, — мы спасаемся потому, что Сам Господь нас спасает. А что же нужно сделать, чтобы Бог нас спас? Нужно, конечно, исполнять те самые заповеди, о которых напомнил богатому юноше Спаситель. Но, наверное, самое главное, чего не сумел сделать богатый юноша, — он не сумел полностью освободить свое сердце для Бога. Почему богатому трудно войти в Царствие Небесное? Потому что богатство обладает огромной силой притяжения. Когда у человека имеется богатство, он не может его игнорировать — он постоянно думает о том, как его сохранить, как его использовать, как его приумножить. Богатство становится в центре человеческой жизни, а как говорит в другом месте Спаситель, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (см. Мф. 6, 21).

Вот почему Бог спасает нас — и богатых, и бедных, и умных, и неразумных, и образованных, и безграмотных, людей всех национальностей и всех возрастов. Не потому, что мы сами сумели сделать что-то такое, что неотвратимо проливает на нас милость Божию, но только потому, что мы освобождаем свое сердце, свою внутреннюю жизнь для Бога. И по мере того, как мы освобождаем их, Бог входит в нашу жизнь. А что значит освобождение? А это значит, что даже богатый человек не должен иметь богатство в качестве доминанты своей жизни. Он должен потеснить это богатство, чтобы на освободившееся место пришел Бог. И когда богатые люди жертвуют — строят храмы, монастыри, помогают обездоленным — тогда по крупицам высвобождается в их сердце пространство для Бога. А человеческое сердце не терпит вакуума, пустоты — оно тут же заполняется. Уходит богатство — приходит Бог. При этом богатство может сохраняться в руках человека, но не в его сердце.

Но точно так же можно сказать и о любой другой страсти, о всем том, что перечислено сегодня в этих Евангельских заповедях. Если мы исторгаем из сердца своего страсть, если мы освобождаемся от некоего внутреннего богатства, которое не есть богатство в Боге, мы освобождаем место в сердце Богу. И Бог входит в нашу внутреннюю жизнь, преобразуя нашу жизнь и спасая нас. «Невозможное человекам возможно Богу».

Ну а что происходит, когда мы не уступаем Богу и пяди своей внутренней земли, пяди своего внутреннего пространства? Господь нас покидает. Он предоставляет нас самим себе, и тогда нам невозможно спастись, потому что благодатью мы спасены через веру, как говорит апостол Павел (см. Ефес. 2:8). Если человек не уступает и пяди своего внутреннего пространства Богу, если он живет тем, что накопил, будь то материальное богатство или страсти, или склонности греховные, или многое другое, — он живет неправильно, он совершает ошибочные поступки. И чаще всего такие поступки имеют опасные последствия — губительные и для человека, и для окружающих. Вот это и называется наказанием за грех — не в том смысле, что Бог проливает свой гнев на грешника, а в том смысле, что поступки грешного человека оборачиваются страшными последствиями для него самого, потому что такова логика греха.

Жизнь не по Богу и не по Божией правде влечет за собой опасные для человека последствия. Мы называем это наказанием за грех. Мы наказываем самих себя своими злыми деяниями, а Бог попускает свершиться этим опасным последствиям нашего греха.

Когда начались пожары в нашей стране, то Церковь сказала: «Это наказание за грехи». И нашлись маловеры и клеветники, которые стали укорять Церковь за то, что она говорит несвоевременные, обидные для людей вещи. Но когда смотришь репортажи о том, как ликвидируются пожары, когда слушаешь внимательно заявления экспертов, то понимаешь, насколько же права Церковь, которая свидетельствует о том, что и эти пожары являются наказанием за грех.

Однозначно и единогласно все утверждают, что причина пожаров — так называемый человеческий фактор. Давайте расшифруем это политкорректное понятие в нравственных и духовных категориях, чтобы стало понятно, о чем идет речь. Это люди сами поджигают лес — либо злоумышленники, либо те, кто настолько привык служить своей похоти, что считает совершенно безразличными любые последствия своих деяний, лишь бы только им, приехавшим на лоно природы, получить возможность отведать кусок поджаренного мяса.

Но ведь в уничтожении народного достояния и физической гибели людей виновны не только те, кто разжигает в лесу костры, но и все те, кто загрязняет наши леса. Выйти в лес невозможно поблизости больших городов: это мусорная свалка, это колоссальное количество битого стекла, пластмассовых бутылок и пакетов — всего того, что увеличивает силу солнца и способствует самовозгоранию леса в условиях жары. Это мы сжигаем самих себя. А почему мы это делаем? Да потому, что мы так хотим. Нам приятно разжечь костер и поджарить шашлык; бросая бутылку на землю, мы не задумываемся о том, что произойдет с лесом.

Разве это не грех? Разве человек, расчистивший свое внутреннее пространство для Бога, наведший порядок в своем сердце, — разве он загрязнит мир вокруг себя бутылками, коробками, полиэтиленовыми мешками, остатками пищи, всем тем мусором, который превращает в некий кошмар природу вокруг наших крупных городов и даже сел? И то, что лес загорелся, — это естественный ответ на пресловутый человеческий фактор, в основе которого — грех людей.

Страна наша очень пострадала и страдает от того, что происходит. Наше национальное богатство выгорает на наших глазах; мы становимся беднее, мы теряем человеческие жизни, и не только тех, кто погиб от огня: ведь как много людей слабых умерло от удушья, от тяжелейших условий жизни в больших задымленных городах…

Но неужели и этот знак, что подает нам небо, не заставит нас одуматься и начать другую жизнь? Что еще надо народу нашему? «Кого люблю, того и наказую» (см. Откр. 3:19), — и Господь попускает эти беды для того, чтобы мы стали другими. Не могут гореть леса на Святой Руси, как ничего не горит в наших монастырях, потому что там исключительный порядок и любовь к природе и нет ни одного брошенного ненужного предмета. Ибо забота о природе — это прямая обязанность христианина. Природа принадлежит Богу — Он ее создал и вручил нам, а мы обязаны с благоговением заботиться о сокровище, что вручено нам Господом.

Вот почему из этих пожаров, постигших страну нашу в 2010 году, мы должны сделать правильные выводы — в первую очередь для нашей духовной жизни; а вместе с этим задуматься о своей культуре — о культуре своего быта, о культуре отношения к природе, к окружающему нас миру.

Сейчас все говорят о необходимости так называемого разбора полетов. Конечно, нужно провести анализ всего того, что не сработало нужным образом, чтобы предотвратить или вовремя потушить пожары. Но самый главный «разбор полетов» должен сделать каждый человек, еще и еще раз задумавшись о своей ответственности пред Богом за самого себя, за ближних своих, за природу, за окружающий нас мир.

Мы горячо молимся о том, чтобы Господь послал дождь на землю нашу, и верим, что те дожди, которые прошли, были хоть и небольшими, но все-таки знаками Божией милости к нам. Верим, что Господь проведет нас через это испытание. Мудрость человека заключается в способности усваивать уроки. Дай Бог народу нашему, прошедшему через это огненное испытание жаркого лета 2010 года, усвоить духовный урок, который мы сами себе преподали.

Я хотел бы, матушка, сердечно поблагодарить Вас и сестер вверенной Вам обители за труды, за этот замечательный красивый храм, что был восстановлен и так дивно благоукрашен. В память об освящении этого храма и в благодарность за Ваши труды я хотел бы преподнести Вам изображение Креста Господня как знак моей доброй памяти и любви о Господе. А для этого храма я хотел бы преподнести образ Царицы Небесной с памятной дощечкой. Я также хотел бы подарить обители эту картину, которая изображает храм Божий на лоне дивной и чистой природы. Пусть обитель сия всегда процветает и духовно, и внешне, являя окружающему миру пример красоты, гармонии, чистоты и порядка.

Я хотел бы выразить сердечную благодарность тем, кто потрудился над воссозданием сего святого храма и над его благоукрашением <…>

Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником. Пусть благословение Божие пребывает над нашим Отечеством, над нашей Церковью, над нашим народом. Особенно приветствую матушку настоятельницу, сестер сей святой обители, благотворителей, всех тех, чьими трудами явлено дивное торжество Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси освятил Введенский храм в Ляденском мужском монастыре в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в престольный праздник Амвросиевского храма Новодевичьего монастыря столицы

Открыты курсы базовой подготовки монашествующих в области богословия в Благовещенске, Йошкар-Оле, Нижнем Тагиле, Сургуте и Петропавловске-Камчатском

Издательство Московской Патриархии выпустило книгу «Имей Бога пред очами всегда»

Священники Мурманской епархии посетили пострадавших при столкновении поездов

В результате обстрелов ВСУ пострадал Успенский кафедральный собор Рыльска

Патриарший экзархат Африки оказал гуманитарную помощь нуждающимся в кенийском городе Вои

Предстоятель Русской Церкви горячо молится о Патриархе, архиереях, священнослужителях и пастве Антиохийской Церкви

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы